ТЕОЛОГИЯ

ДОКТРИНЫ О БОГЕ

Догматика (Составитель Малов Т. В.)

Введение

Представление о Боге существует в каждой религии и в каждом народе. В каждом человеке, Богом заложена жажда к поискам и познанию Его. Среди каждого народа есть Бог или Боги, которому люди служат и (или) поклоняются. В одних это силы природы, в других - принципы добра и зла и т.д. Человек хочет познать Бога. Об этом свидетельствуют религиозные искания человека. Но возможно ли это? Библия говорит как о непостижимости Бога, так и о возможности Его познания. Утверждая о том, что Бог непостижим, мы имеем в виду, что наш ум не в силах воспринять знание о Боге. Утверждая, что Он познаваем, мы имеем в виду, что Бога возможно познать. Оба утверждения верны, однако в абсолютном смысле слова ни одно из них не верно. Человеческому уму доступно некоторое знание о Боге, но нам не дано о Нем знать абсолютно все. Для человека, который желает познать Бога, важно ответить на некоторые вопросы, а именно: "Что является источником для моего познания Бога?", "Что можно сказать о содержании этого знания?", "Каким образом мы это узнали?", "Зачем нам нужно знать об этом?". Как видно автор следующей цитаты понял важность ответов на эти вопросы: "Правильное представление о Боге является основой не только систематического Богословия, но также и нравственной, практической жизни... Я верю, что вряд ли найдется заблуждение в доктрине или неудача в христианской жизни, которые не вытекали бы в конечном итоге, из несовершенного и недостаточного представления о Боге" А.В.Тозер. Задача этого урока увидеть практическую ценность для плодотворной христианской жизни, основанной на правильном познании Бога.

I. Доказательства существования Бога

Существование Бога на страницах Библии не доказывается, а считается само собой разумеющимся. Священное Писание раскрывает образ Бога, не стремясь аргументировать, что Бог есть. Истинная вера не нуждается в доказательствах существования Бога. Дух Божий свидетельствует Духу верующего, что он дитя Божие Рим.8:16. И тем не менее существуют универсальные доказательства бытия Бога, против которых нет веских аргументов.

Доказательство 1. Природа

"Все что начало быть, должно обладать соответствующей причиной". Вселенная начала свое существование, потому что во вселенной должна быть соответствующая причина для своего происхождения. Евр.3:4 предлагается следующие доказательство "ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог". Если что либо существует, то что-либо должно быть вечным, потому что ничто не появляется из ничего.

Удивительный, прекрасный и разумный мир, в котором мы живем, не мог возникнуть бес причины, сам по себе. Он создан Высшим разумом с неограниченной силой и мудростью, Который вложил в него Свои законы и направил его по определенному пути.

Доказательство 2. Природа человека

На основе сознания и совести мы рассуждаем о свободе, бессмертии и Боге. Разум и нравственность неотъемлемые качества человека. Человек различает добро и зло. Совесть или ободряет поступки человека или осуждает его. Все это требует присутствия в мире Нравственного Владыки, перед которым человек ответственен. Поиски души человека направлены к обретению контакта с Высшим разумным Существом, Судьей и Законодателем. Библия также обращается к нравственному аргументу в доказательство существования Бога. Рим.1:19-32; 2:14-26

Доказательство 3. Универсальность веры в Бога

История свидетельствует, что религиозный элемент в нашей природе является столь же универсальным. Конечно, в верованиях человека повсюду существуют различные формы религиозных явлений и различное сознание сверхъестественного. Очень часто религия человека вырождается неверие. Павел пишет, что тогда, когда люди отвергли Бога, они "осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся". Рим.1:21-23.

Доказательство 4. Священное Писание

Библия является богатейшим источником, свидетельствующим о вере людей и о Боге. Она говорит нам как найти Бога, и следуя ее указаниям, мы действительно находим Бога. Библия есть Божие послание для удовлетворения всех потребностей религиозной жизни человека. История самой Библии подтверждает уникальность ее. Являясь одной из древнейших книг, пережив гонения и время, она по-прежнему уникальна и актуальна для человечества.

II. Сущность Бога

Выражение "сущность Бога" означает действительность или характеристика Бога.

1. Духовность

Заявление Иисуса Христа о сущности Бога "Бог есть дух" (Иоан.4:24) - имеет далеко идущие последствия, а именно:

Бог является нематериальным и бестелесным.

Иисус сказал: "Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лук.24:39). Если Бог есть Дух, то Он нематериален и бестелесен. Вторая заповедь "Десяти заповедей", которая запрещает изготовление какого - то кумира, идола или подобие чего-то (Исх.20:4), основано на бестелесной природе Бога. На этом основании основаны бесчисленные заповеди, направленные против идолопоклонства (Лев.26:1;Втор.16:22).

На страницах Священного Писания часто, Бог представлен как имеющий определенные части тела - руки (Ис.65:2); ноги (Быт. 3:8); глаза (3Цар.8:29); уши (Пс.33:15) и др. Эти выражения являются символическими образами, которые помогают представить Бога действительным и выражать Его различные интересы, силы и действительность. Сам Бог использует такие выражения, чтобы быть понятным человеку. Но будет неправильно представлять, что Бог имеет уши, глаза, руки, ноги в человеческом представлении этих частей тела.

Бог невидим.

Никто, никогда из людей не видел Бога. "Бога никто никогда не видел" (Иоан.1:18). "Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари" (Кол.1:15; 1Тим.1:17) И все же читая Библию некоторые отрывки говорят обратное, что человек видел Бога (Быт.32:30; Исх.3:6; 24:9; Чис.12:6-8; Втор.34:10), как относится к этому противоречию? Если человек видит в зеркале свое лицо, он в некотором смысле видит самого себя, но в действительности он видит лишь свое отражение. Так и люди видят отражение славы Божией, но не видели его сущности (Евр.1:3). Моисей видел Бога сзади. (Исх.33:23), Илия видел Бога в веянии тихого ветра (3Цар.19:12). Так как Бога никто не видел, любое изображение будет фантазией и унижением Бога.

2. Личность

Пантеизм - религиозное учение, не признающее Бога как личность, сотворившую мир, а как безличностное начало, отождествляя Бога с природой. Пантеизм отождествляет Бога с природой, как единую силу проявляющуюся в мире.

Личность определяется разумом, волей, рассудком, индивидуальностью, самоопределением, самосознанием. Бог является тем, кто способен сказать "Я" и "Мне". Он в состоянии ответить, когда Ему говорят "Ты". Писание представляет Бога, как Личность, которая обладает психологическими характеристиками, интеллектом (Быт.18:19; Исх.3:5-14), волей (Быт.3:15). Ему присущи действия личности - эмоции: ревность (Исх.20:5;Втор.6:15), сострадание (Пс.110:4), сожаление (Быт.6:16), гнев (3Цар.11:9), любовь (Откр.3:19), ненависть (Пр.6:16). Тот факт, что Бог является Творцом, одновременно свидетельствует о том, что Он мыслит, что Он обладает разумом и волей, совершает выбор и действует планомерно. Все эти факты доказывают, что Бог является личностью. (Ис.46:10; Иер.23:18-20; Пс.32:11).

Имена, данные Богу в Писании - это личностные имена:

Иегова в древнееврейском языке это имя содержит 4 буквы YHWH. Ягве - личное имя Бога, в Ветхом завете оно встречается более 5300 раз. Это имя означает, что Бог деятельный и самодостаточный Бог.

  • Иегова-Ире

    • Господь усмотрит (Быт.22:14)

  • Иегова-Рафа

    • Господь целитель (Исх.15:26)

  • Иегова-Нисси

    • Господь наше знамя (Исх.17:8-15)

  • Иегова-Шалом

    • Господь наш мир (Суд.6:24)

  • Иегова-Раах

    • Господь пастырь мой (Пс.22:1)

  • Иегова-Тсидкену

    • Господь оправдание наше (Иер.23:6)

  • Иегова-Шаммах

    • Господь там (Иез.48:35)

  • Иегова-Саваоф

    • Господь воинств (1Цар.11:3, 17:45)

Элохим в Ветхом Завете встречается более 2500 раз. Элохим - это форма множественного числа и иногда означает "боги" применительно к языческим богам. (Быт.35:2,4; Исх.12:2;18:1;23:24). Элохим - это сильнейший из богов, всемогущий Бог, высшее Божество. 2300 раз применено к истинному Богу.

  • Эль-Шаддай

    • Всемогущий Бог (Быт.17:1)

  • Эль-Элион

    • Бог богов (Дан.7:18)

  • Эль Олам

    • Бог вечный (Быт.21:3)

  • Эль Рои

    • Бог видящий (Быт.16:13)

Адонай производное от "адон" употребляется при описании отношений между рабом и господином, Когда Бога называют Адонай, этим подчеркивают, что Он Господин, Владыка, имеющий абсолютную власть.(Ис.6:8-11)

Теос - самое распостраненное имя Бога в Новом Завете. Почти во всех случаях Теос - это истинный Бог, но иногда так называют языческих богов.(Деян.12:2; 14:11; 17:23)

Если бы Бог не был Личностью, мы бы не могли иметь с Ним живого контакта. Поскольку Бог является личностью, и поскольку каждая личность способна к коммуникациям, Бог, также обладает способностью вступать в отношения с людьми, обращаться к ним. (Быт.1:28; Исх.24:1-3; 33:11; Евр.1:1-2.)

II. Свойства Бога

Атрибуты Бога, то есть неотъемлемые свойства Его можно разделить на два класса: природные и нравственные. К природным свойствам, относятся такие качества: всеведение, всемогущество, вездесущность, вечность и неизменяемость. К нравственным качествам относятся такие качества как святость, праведность, справедливость, милость, любовь.

Природные свойства Бога.

а) Всеведение Бога;

Богу известно все, что было, есть, что будет, может или могло бы быть. Для Бога нет ни прошедшего, ни настоящего, ни будущего. Для Него все это - одно величайшее живое настоящее. Бог знает все - полностью и до конца. Для Него ничего не является "новостью".

Пр.15:3; Пс.138:2,16; Иов.34:21; Пр.5:21; Деян.15:18; Ис.46:9-10; Рим.11:33.

б) Всемогущество Бога;

Всемогущество Бога - это то свойство Бога, в сфере которого Он может совершить все то, что только желает и то, что не противоречит Его природе. Его сила и могущество не имеют ни границ, ни преград.

Иов.42:2; Быт.17:1; 18:4; Наум.1:3.

- Природа находится в подчинении Бога. Быт.1:3; Пс.32:6.

- Человечество находится в подчинении Бога. Иак.4:12.

- Ангелы находятся в подчинении Бога. Евр.1:14.

- Сатана находится в подчинении Бога. Иов.1:12; Лук.22:31.

в) Вездесущность Бога;

Под вездесущностью Бога мы понимаем, что Бог всей полнотой Своей сущности наполняет всю необъятную вселенную во всех ее частях.

Пс.138:7-10; Иер.23:24; Пс.1:7; Пр.15:3; 3Цар.8:27.

г) Вечность;

Бог вечен. Он всегда есть был и будет. Бог - вне времени и выше временных ограничений. Он включает в себя время, а не оно Его; для Него все бытие - одно неразделимое будущее.

Вечность Бога - Пс.89:2; 92:2; 91:1; Быт.21:33; Откр.1:8; Пс.101:26-28.

д) Неизменяемость;

Бог остается тем же во все времена. Он безначален и бесконечен, Он ни от кого и не от чего не зависит. К Нему непременимо понятие развития или роста. Неизменяемость не означает, что Он бездеятелен, неподвижен или пасивен.

Неизменность Бога - Мал.3:6; Иак.1:17; Евр.1:12; 13:8.

2. Нравственные свойства Бога

а) Святость Бога;

Святой - абсолютно отделенный от всякого греха. Ис.57:15; Пс.98:9; Иоан.17:11; 1Пет.1:15-17. Святость Бога означает, что Бог в своем существе, по своей природе совершенно свободен от всякой нечистоты. Он безусловно совершенен.

В чем проявилась святость Бога

- В ненависти ко греху

- В отдалении грешника от Себя

- В Голгофской жертве Иисуса Христа

Практические выводы библейского учения о святости Бога.

- Приходить к Богу с благоговением и страхом.

- Зная правильное учение о святости Бога, мы будем иметь правильное представление о грехе.

- Зная святость Бога, мы можем приблизиться к Богу, только благодаря заслугам Христа, на основании праведности дарованной Им нам.

б) Праведность и справедливость Бога;

Это свойство очень близко к святости Бога по отношению к человеку. Если святость есть сущность Бога в Самом Себе, то праведность и справедливость есть выражение Его характера по отношению к человеку.

В праведности Бога явлена Его любовь к святости и свидетельство того, что Бог всегда творит правду. В справедливости явлена Его ненависть ко греху. Справедливость как свойство Бога, беспристрастна. Он наказывает, но не мстит..

Пс.114:5; Ездра 9:15; Пс.144:17; Иер.12:1; Втор.32:4; Пс.144:17; Откр.15:3.

в) Милосердие и сострадание Бога;

Эти свойства означают любовь Бога к послушным и непослушным человекам. Мтф.5:45 Милосердие Бога понуждает Его искать добра виновному перед Ним человеку.

Ефес.2:4-5; Рим.5:8; Евр.2:4-5; Лук.15:11-32

г) Любовь Бога;

Любовь - это больше чем сострадание, она не укрывается внутри, а ищет внешнего проявления. Крест Голгофы есть наивысшее проявление любви к грешному человеку.

1Иоан.4:8-9,16; Тит.3:4; Ефес.3:9; Рим.15:30

Все эти свойства в одинаковой степени относятся ко всем трем лицам Триединства.

IV. Единство Бога

Единство Бога означает, что существует только Один Бог и что природа неразделима и неделима. Существует Один только Бог и Он является великой истиной Библии. Как Ветхого Завета (Втор.4:35,39; 3Цар.8:60; Ис.45:5-8 и др.), так и Нового Завета (Мрк.12:29; Ин.17:3; 1Кор.8:4 и др.). Но Бог не просто один, Он является единственным Богом. Понятие о Едином Боге нисколько не противоречит христианскому учению о Троице. Единство подразумевает, что три Личности Троицы не являются обособленными в пределах Божества. В религиях мира распространены различные представления о Боге. "Монотеизм" - вера в единого Бога отличительная черта иудаизма, христианства и мусульманства. "Дуализм" - признает наличие двух независимых небесных существ или принципов: Добро и Зло. "Политеизм" вера во множество богов.

V. Триединство Бога

Доктрина о Триединстве не является изобретенной истиной, доктрина о Триединстве исходит непосредственно из откровения. Выражение "Троица" не встречается в Библии, но его очень рано начали употреблять в Церкви. В христианском богословии выражение "Троица" означает, что существует три вечных различия в одном существе Божием, известное в таком порядке: Отец, Сын, Дух Святой. Учение о Троице - великая тайна. Она может представляться некоторым интеллектуальной головоломкой или противоречием. Однако учение о Троице, каким бы таинственным оно не представлялось, не является спекуляцией, а имеет основание на Библии. Иногда говорят, что учение о Троице в Ветхом Завете содержится в "скрытой форме", а в Новом Завете - "в явной".

Священное Писание представляет нам Отца как Бога, Сына как Бога и Духа Святого как Бога. Божественность Духа Святого и Иисуса Христа, мы будем иметь возможность подробно рассмотреть в последующих уроках.

В Ветхом завете содержатся недвусмысленные намеки на триединство Божие. "И сказал Бог: сотворим человека" (Быт 1:26), "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас" (Быт.3:22), "И сказал Господь ... сойдем же и смешаем там язык их" (Быт.11:6,7), "И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" (Ис.6:8). "... и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его".(Ис.48:16)

В Новом Завете Триединство явлено:

1) при крещении Иисуса (Мтф.3:13-17),

2) в "великом поручении" Иисуса Христа Мтф.28:19,

3) в апостольском благословении (2Кор.13:13).

Так же многие другие отрывки свидетельствуют о Троице. Вот некоторые из них: Рим.15:16,30; 2Кор.1:21,22; Ефес.2:19-22; 3:5-7; Тит.3:4-6; 1Пет.1:2; Иуд.20,21. Библия не объясняет Троицу. Она просто сообщает нам факты. Богословы и философы усиленно стараются сделать понятным уму учение о Троице. Но на страницах Библии Бог открылся как единый Бог в трех лицах - Отец, Сын и Дух Святой.

Чему подобна Троица? Попытки объяснить христиане предпринимали в разные времена. Но всякий раз понимали, что Троица это Тайна. Ниже приведены некоторые иллюстрации того, что такое Троица, но всяки раз мы должны помнить, что никакая иллюстрация неспособна вполне объяснить что такое Троица. Все иллюстрации, в какой то мере проливают свет, что такое Троица, но все они не обладают полнотой. Эта диаграмма изображает единого в Трех Лицах Бога. Каждое лицо есть Бог, но каждое лицо Отлично от других лиц.

Следующая иллюстрация - вода. Вода может находиться в трех состояниях - жидкость, пар и лед. Но все они - вода. Еще один пример: Солнце, его свет и тепло. Никто никогда не видел солнце в непосредственной близости, так же как никто никогда не видел Отца. О солнце нам поведал его свет, так и Христос поведал нам Отца. "Что нас согревает?" - Солнце, отвечаем мы. Но более правильно было бы сказать солнечное тепло. Еще одна иллюстрация - яйцо, оно состоит из скорлупы, белка и желтка, вместе составляющие яйцо.


Догматика (А. М. Бычков, А. И. Мицкевич)

Существование Бога

Существование Бога на страницах Библии не доказывается, а считается само собой разумеющимся.

Священное Писание раскрывает образ Бога, Его всемогущество, Его святость, Его любовь. Всем людям явлена сила и мудрость Бога в великих творениях земли, неба и вселенной (Римл. 1,19-20). Природа раскрывает величие Бога; Библия раскрывает Его святую волю по отношению к человеку.

Истинная вера не нуждается в доказательствах существования Бога. Дух Божий свидетельствует духу верующего, что он дитя Божие (Римл.8,16). Однако, опираясь на знания, размышления и опыт веры, приведём несколько общепринятых аргументов в защиту существования Бога:

1 аргумент. Универсальность веры в Бога.

С древних времён все народы имели веру в высшее существо, перед которым человек чувствовал моральную ответственность. Библия повествует о многобожии народов, с которыми соприкасался народ израильский.

Были моменты в истории, когда великие чудеса, явленные Богом, понуждали язычников признать Величие и Силу Бога Израиля (см. книгу Даниила), как единого, всемогущего Бога.

В наше время в мире существует три религии, признающие Единого Бога: Иудаизм, Христианство и Магометанство. Христианство возникло из иудаизма, а магометанство - из двух предыдущих и других религий. Истинная вера в Бога исходит не из внешних источников, таких как традиция или познание, а из человека, его внутреннего мира, раскрытого для влияния Духа Святого. Многие люди читают Библию, но не обретают веру в Бога. Почему? Потому что их познание не растворено внутренней верой.

Итак, универсальность веры в мире в Высшее существо должна иметь определённую причину. Этой причиной является Бог. В этом ценность и значение данного аргумента.

2 аргумент. Величие и Мудрость, явленные в природе и Вселенной.

Все окружающие нас предметы имеют своё назначение и своего мастера. Картина, выражающая определённую композицию и мысль, создана художником.

Машины, без которых немыслима жизнь в наше время, созданы людьми для определённых целей.

Каждый человек, взирая на окружающий мир, на мириады звёзд на ночном небосводе, на щедрое солнце, которое, не оскудевая, дарит жизнь нашей планете, на красоту земли и всё, что наполняет её, - невольно задаёт вопрос: откуда всё произошло, и кто создал это?

Наука занимается изучением окружающего мира; она постигает тайны макромира, то есть мира космоса, мироздания Вселенной; и микромира, то есть мира живой клетки, строения атома и т.д. Чем больше радиус круга знаний, тем больше увеличивается область соприкосновения с неизвестным. Один учёный сказал, что галактика в сравнении с клеткой относительно несложное явление. Многое из области неизведанного предстоит открыть ещё науке, из сокровищ природы и Вселенной.

Удивительный, прекрасный и разумный мир, в котором мы живём, не мог возникнуть без причины, сам по себе. Он создан Высшим разумом, с неограниченной силой и мудростью, Который вложил в него Свои законы и направил его по определённому пути.

И человек своим существованием обязан определённой причине. В отличие от животного мира, человек обладает разумом и свободной волей.

Творцом человека могло быть только Высшее разумное существо, вложившее интеллект в Своё творение.

Величественный дворец обязан своей красотой не только мастеру-строителю, но и архитектору, потратившему много сил и труда для выбора лучших форм и пропорций будущего здания. То же относится и к окружающему миру. Великие силы мироздания были приведены в действие, и его развитие идёт по плану Творящего Разума.

Окружающая нас природа в известной мере отражает в себе свойства Бога. Как говорит ап. Павел (Римл.1,19-21), если бы люди действительно жили согласно находящемуся внутри их, в совести свету природы, то они могли бы достигнуть познания Бога.

Мироздание и чудо Творения отражает Мир Божий и Его Величие. В этом ценность второго аргумента.

3 аргумент. Природа человека.

Разум и нравственность - неотъемлемые качества человека. Человек различает добро и зло. Он имеет совесть, которая одобряет или осуждает его поступки: "Я должен...", "Я не должен..." Эти предписания не самопроизвольные. Они требуют присутствия в мире Нравственного Владыки, перед Которым человек ответствен. Поиск души человека направлен к обретению контакта, связи с Высшим разумным Существом, Судьей, Законодателем. И только Высший источник добра, силы, любви, мудрости и святости сможет удовлетворить запрос человека. Это тяготение и запрос души человека требует присутствия в мире личного Бога.

4 аргумент. Священное Писание.

Большая часть наших знаний покоится на вере в опыте других; и это относится также к религиозным знаниям. Библия является богатейшим источником, свидетельствующим о вере людей и о Боге. Она говорит нам о том, как найти Бога, и, следуя её указаниям, мы, действительно, находим Его. Библия есть Божие послание к человеку для удовлетворения всех потребностей его религиозной жизни.

Библия есть книга истинной веры и учит нас знанию, как войти в небеса!

Основные ценные признаки Библии:

1. Достаточность Священного Писания для полноты духовной жизни человека.

2. Достоверность Священного Писания, как источника света и истины.

3. Авторитетность Священного Писания, как свидетельство исполненного жизнью и силой Бога.

Дальнейшее изучении догматических вопросов в целом будет основываться на данном главном и истинном аргументе - Священном Писании или Библии.

Сущность Бога

1. Бог есть Дух (Иоан.4,24)

В беседе с самарянкой Христос сказал, что "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". Бог не ограничен местом и временем (см. Деян.7,48; 17,25; ЗЦар.8,27). Поклоняться Богу должны в духе, то есть вне зависимости от места, формы или других условностей (Иоан.4,21); и в истине, то есть вне ложных убеждений, как результате неправильных познаний.

Другие места Писания дополняют определение Бога как Духа. "Дух не имеет плоти и костей" (Лук.24,39), то есть Ему не свойственны человеческие ограничения. Апостол Павел пишет, что "Бог нетленный, невидимый, единый" (1 Тим. 1,17).

Данные места Писания свидетельствуют о том, что Бог не имеет материальной или телесной природы. Наши глаза способны видеть только материальный мир. Бог не материален и, следовательно, невидим.

Слово Божие строго предупреждает не делать себе изображение Бога. Прочитайте внимательно места (Втор,4,15-23; Ис.40,25; Исх.20, 4). Бога никто и никогда не видел. Любое Его изображение будет фантазией. Тем более нельзя представлять Его в образе человека. Необходимо усвоить идею о Духовности Бога и Его близости к нам. Бог невидимый, нетленный. Он вездесущий Дух. Мы познаём Его не через органы чувств, но душой, с помощью Духа Святого (1Кор.2,6-16).

Но возникает вопрос, как понимать слова, что человек создан "по образу Божию?" (Быт. 1,27).

Прочитаем места Колос.3,10 и Ефес.4,24 и как видим, этот "Образ" состоит в облечении Нового человека, "созданного по Богу, в праведности и святости истины". Образ Божий в человеке проявляется в нравственном совершенствовании и духовном уподоблении Богу. Указывая на 1Фес.5,23, где говорится о сущности человека - теле, душе и духе, - можно полагать, что и тело уподобится образу Бога. Как понимать выражения Библии, приписывающие Богу свойства человека? Например, Бог видит, слышит, ходит. Или Он простирает руки, имеет дыхание и т.д.

Такие выражения следует понимать просто как человеческие выражения, используемые для уяснения невидимого и непостижимого Существа ограниченным умом человека.

Но в некоторых местах Писания, например, Исход 24,10; 33,18-23, отчетливо указано, что люди видели Бога Израилева. Как данные выражения увязать со стихами: "Бога никто никогда не видел" (Иоан.1,18): и "Человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх.33,20).

Ответы следующие:

а) Дух может проявляться в видимой форме: "Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя" (Иоан.1,32).

б) Ангелы Божий отождествляются с Самим Иеговой. (Сравните: Быт. 16,7; 18,17,20,22). Ангел Бога отождествляется также со вторым лицом Троицы (Суд.13,18 и Ис.9,6). В обоих случаях имя Ангела "Чудный", то есть одно из имён Христа.

Конечно, все ветхозаветные контакты Бога с человеком в любой форме не отражали Его полного естества, то есть Бога, как Он есть в Себе. Только Иисус Христос есть истинный Бог, воплощение Бога невидимого. Познавая Христа - мы познаём Бога, любя Христа - мы любим Бога (Иоан.1,18; 14,8-12, Матф. 11,27, 1Иоан.4,12, 1Тим.6,16).

2. Личность Бога

Пантеизм - религиозное учение, которое признаёт Бога не как личность, сотворившую мир по своему усмотрению, а как безличное духовное начало, лежащее в основе мира. Пантеизм отождествляет Бога с природой, как единую силу, проявляющуюся в мире. Но истинная религия (вера) может быть определена только как связь между двумя личностями, двумя существами: Богом и человеком. Если бы Бог не был личностью, никакой связи не могло бы быть.

Личность определяется разумом, волей, рассудком, индивидуальностью, самосознанием и самоопределением.

"Бог сказал Моисею: Я семь Сущий (Иегова)" (Исх.3,14), то есть подтверждается существование и личность; причем слово "Я семь" означает "Я есть, Я был, Я буду", что согласуется с Новозаветным утверждением, касающимся Бога: "Который был, есть и пребудет" (Евр.13,8).

Все имена, данные Богу в Писании, означают личные имена:

Иегова-Ире: Господь усмотрит (Быт.22,14).

Иегова-Рафа: Господь целитель (Исх.15,26).

Иегова-Нисси: Господь наше знамя (Исх.17,8-15).

Иегова-Шалом: Господь наш мир (Суд.6,24).

Иегова-Раах: Господь пастырь мой (Пс.22,1).

Иегова-Тсидкену: Господь оправдание наше (Иер.23,6).

Иегова-Шаммах: Господь там (Иез.48,35).

Все личные местоимения в Священном Писании показывают Бога как Личность.

Бог обладает свойствами Личности, то есть Он сожалеет (Быт. 6,6); гневается (ЗЦар.11,9), ревнует (Втор.6,15); любит (Откр.3,19); ненавидит (Откр.2:14-15).

Деизм - религиозное течение, утверждает, что Бог, создав мир, отстранился от его управления. Но такое учение не находит подтверждения в Библии. Каково отношение Бога ко Вселенной и человеку согласно Священному Писанию?

а) Он есть Творец вселенной и человека.

Быт.1,1-26; Иоан.1,1-3. Эти стихи содержат ценные истины. Вселенная не существует вечно. Она была создана Богом. Наука, раскрывая чудесные законы природы, ещё более убеждает нас верить в Высший разум, управляющий миром.

б) Бог поддерживает и хранит Своё творение: Вселенную и человека.

Евр.1,3 ... "держа всё словом силы Своей"; Колос. 1,15-17; "...всё Им состоит"; всё живое ожидает от Него "пищу в своё время" (Пс. 103,27-30). И среди людей Бог одних возвышает, других низвергает (Пс.74,8). О чём свидетельствуют указанные места Писания?

Первое. Всё существующее держится Им, и если бы не Он, мир бы распался. Законы природы убеждают нас верить в личного Бога, Который управляет Вселенной. Неверие в этот факт противоречит логике. Не слепая случайность, а Бог держит бразды правления мира.

Второе. Поддержание физической жизни - в руках Бога. Он питает всех. Мы принимаем то, что Бог даёт.

Третье. История человечества в руках Бога, Он направляет и избирает пути развития народов.

Четвёртое. Забота Бога о Своём творении касается мельчайших деталей; птицы, лилии, волосы на голове человека, слёзы и т.д. - не оставлены Им без внимания (см. Матф.6,28-30; 10,29-30; Быт.39,21; Дан. 1,9; Иов. 1,12). Бог проявляет активный интерес и участие в жизни всего живого, то есть во всём Своём творении.

3. Единство Бога

Учению о Едином Боге (монотеизму) противостоит учение политеизма, которое учит о многих богах.

Дуализм признаёт наличие двух независимых небесных существ или вечных принципов: добра и зла.

а) Библия утверждает Единого Бога.

На страницах Священного Писания много раз повторяются слова: "Я есмь Единый Бог...", "Есть Единый...", "Нет других богов..." (Втор.6,4; Ис.44,6-8; 45,5; 1Тим.2,5; 1Кор.8,4 и др.).

Но понятие - Единый Бог - не исключает возможности трёх лиц, в Которых мы верим. Слово "один" в Священном Писании имеет и коллективный смысл. Например: "И будут (муж и жена) одна плоть" (Быт.2,24).

"Вот, один народ" (Быт. 11,6). "Насаждающий и поливающий суть одно" (1 Кор.3,6-8): "Да будут едино, как Мы едино, ...да будут совершены воедино..." (Иоан. 17,22-23).

Еврейское слово "эхад" означает "един в составном виде", и еврейское слово Бог (Элоим) наиболее часто встречается во множественном числе (Быт.1,26; 3,22; Ис.6,8).

Учение о многобожии называется политеизмом, и против него пророки Ветхого Завета произносили свои пламенные, полные красоты речи (Ис.46). Ветхий Завет содержит повествования о том, как Бог воспитывал в Израиле веру в единого, святого и духовного Бога, то есть сознание чистого монотеизма.

4. Учение о Троице

Учение о Троице - глубоко и таинственно. Оно не может быть полностью понятно. Однако Слово Божие определенно учит о Святой Троице. Это учение должно быть принято верой.

а) Учение о Троице в Ветхом Завете.

В Ветхом Завете содержатся намеки на триединство Бога, а именно:

1. Слово Бог и личное местоимение употребляется во множественном числе (Элоим) (Быт.1,26; 11,7; Ис.6,8).

2. Указывает на проявление Духа Святого (Быт.1,2; Суд.6,34).

б) Учение о Троице в Новом Завете.

Новый Завет чётко и конкретно свидетельствует о Троице. Это подтверждается следующими местами:

1. При крещении Христа: Матф.3,16-17. Здесь Отец говорит с неба; Сын погружен в водах Иордана; Дух Святой сходит в виде голубя.

2. Формулой крещения: Матф.28,19: "Крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа".

3. Апостольским благословением: 2Кор.13,13: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа".

4. Словами Христа в Иоан.14,16: "Я умолю Отца..., и Он даст вам другого Утешителя".

5. Новый Завет утверждает: Отца - как Бога (Рим. 1,7). Сына - как Бога (Евр.1,8), Духа Святого - как Бога (Деян.5,3-4).

Библия не объясняет Троицы. Она просто сообщает нам факты. Богословы и философы усиленно стараются сделать понятным уму учение о Троице. Быть может, в будущем нужное объяснение Троицы и будет найдено. Практическая ценность Троицы нам понятна: Бог открылся нам как Отец, Сын и Дух Святой. Единый Бог - в трёх лицах, имеет три личных качества. Таково учение Нового Завета.

Свойства Бога

Атрибуты Бога, то есть неотъемлемые свойства Его, делятся обычно на два класса: природные и нравственные. К природным свойствам относятся: всеведение, всемогущество, вездесущность, вечность и неизменяемость Бога. К нравственным свойствам относятся: святость, праведность, милость, любовь...

1. Природные свойства Бога

а) Всеведение Бога.

Бог есть совершенный Дух и имеет совершенное знание. Он знает всё о всём. Псалмопевец восклицает: "Он... исчисляет количество звёзд; всех их называет именами их" (Пс. 146,4). "На всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых" (Пр. 15,3). "Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его" (Пр.5,21). Мы можем укрыться от человека, но нигде и никогда не можем укрыться от Бога. Все действия человека оцениваются и взвешиваются Богом. "Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали" (Пс.138,2).

Бог предопределил все события в истории человечества. "Ведомы Богу от вечности все дела Его" (Деян.15,18). Всеведение Бога вытекает из Его единства (Ис.46,9-10). Здесь Бог объявляет пророку о будущих событиях. Для Него нет прошлого и будущего. Для Него всё есть живое и настоящее. Мы в жизни подобны человеку, стоящему на берегу реки и наблюдающему за течением. Но кто подымается в воздух, на высоту, тот видит всё течение реки от истока до устья. Так и Бог видит всю вселенную от истока и до славного завершения.

Возникает вопрос, как понимать всеведение Бога в смысле предопределения ко спасению? (Рим.11,33). Апостол восклицает: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!" Мы не можем понять Его мудрость, но в данном вопросе о предопределении скажем, что Он предузнает путь каждого рождённого в мир человека (Деян. 17,24-28), ибо всё для Него явлено в настоящем времени.

б) Всемогущество Бога.

Сила Бога не имеет ограничений. "Знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено" (Иов.42,2). Другими словами, в мире нет силы, способной противостоять Его могуществу. "Есть ли что трудное для Господа?" (Быт. 18,14). И естественные и сверхъестетственные силы находятся во власти Бога.

Всемогущество Бога в природе - Быт.1,1-3. Сказал Бог и стало так. Сила в Его слове. "Он речет, - и восстаёт бурный ветер,... Он превращает бурю в тишину" (Пс. 106,25-29). Всё на земле, в море и небесах повинуется Ему. "Горы трясутся пред Ним и холмы тают, и земля колеблется пред лицом Его и вселенная и все живущие в ней" (Наум. 1,5).

Всемогущество Бога в судьбах человека. Наглядной иллюстрацией служат избрание Моисея (Исх.4), судьба Навуходоносора (Дан.4), обращение Савла (Деян. 9). Все действия человека, настоящие или будущие, зависят от воли и силы Бога. Ап. Иаков пишет о том, что следует говорить так: "Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое" (Иак.4,12-15). См. также Лук.12,16-21.

Небесные жители (ангелы) являются Его творением и подчинены воле Его. "По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его" (Дан.4,32). "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение" (Евр.1,14). Ангелы есть существа, созданные Богом для особых форм служения.

Даже сатана находится под контролем Бога. Сатана без воли Бога не имеет силы над спасённым чадом Божиим (Иов.1,12; Лук.22,31-32).

Придёт время, когда сатана будет навечно скован цепями (Откр.20,2). Но и сейчас Бог ограждает от враждебности и клеветы сатаны так же, как Он может укротить волны на море.

в) Вездесущность Бога,

Это свойство Бога - вездесущность тесно связано с Его всеведением и всемогуществом. Бог наполняет всё - Он везде, Его присутствие духовное.

Пантеизм признаёт вездесущность проявления Бога, Его влияния, но отвергает Его личность. Поэтому ап. Павел и называет безумными людей, признающих Бога во вселенной, Его влияние в виде первоначальной силы, но не прославляющих Его как личного Бога (Рим. 1,20-22).

Бог многократно говорит со страниц Писания о Своей вездесущности (Иер.23,23-24; Пс.10,1-14; Пс.138,7-12). Он окружает нас. "Ибо мы Им живём и движемся и существуем" (Деян. 17,24-28). Без Его поддерживающей руки мы погибли бы; Бог присутствует везде, но в разных видах. Место обитания Его на небесах (ЗЦар.8,30), где Христос пребывает с Ним (Еф.1,20). Это место, где стоит престол Его (Ис.66,1; Откр.4,2).

Как душа человека присутствует в каждой части тела, так и Бог присутствует во всех частях Вселенной.

Практические выводы из учения о вездесущности Бога:

Утешение. Бог очень близок к душе верующего. Мы беседуем с Ним; наш дух соединяется с Его Духом. Он ближе к нам, чем наше дыхание. Бог внутри нас. Он охраняет и защищает нас (Мф.28,20).

Предостережение. Бог видит нас - это должно предостерегать нас от участия в грехах и злых делах.

Вечность и неизменяемость Бога. Время может быть прошедшим, настоящим, будущим. Вечность не имеет времени. Она не имеет начала и конца. Вечность Бога означает, что для Него всё - в настоящем времени.

Неизменяемость Бога означает, что Он абсолютно неизменяем. Бог остаётся Тем же во все времена. Он безначален и бесконечен. Он ни от кого и ни от чего не зависит.

В Откр.1,8 читаем: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель".

Места, подтверждающие вечность и неизменность Бога: Пс.89,2; 101,25-28; Мал.3,6; Иак.1,17; 1Цар.15,29.

2. Нравственные свойства Бога

а) Святость Бога.

Основным мотивом Ветхого Завета является Святость Бога. Для пророков Бог был абсолютно святым и чистым, противостоящим злу и греху. Святость Бога и Его непримиримость ко злу особенно необходимо проповедовать сегодня, когда в мире есть мнение, что зло не так ужасно и можно постепенно улучшить природу человека. Правильный взгляд на Бога и Его святость поможет нам увидеть в истинном свете грех и необходимость заместительной жертвы Христа.

Прочитаем места Писания, указывающие на святость Бога: Ис.57,15; Пс.98,9; Ав.1,13; 1Петр.1,15-16; Иоан.17,11.

Христос называет Бога Святым Отцом. Он молит Отца Небесного, чтобы Он освятил учеников Его, то есть наполнил бы святостью их жизнь и сердца, и сохранил их от зла в этом мире (Иоан.17).

Разве не замечательно то, что свойство святости относится к каждому лицу Святой Троицы: Бог Отец - Святой Израилев (Ис.41, 14); Бог Сын - Святой (Деян.3,14); Дух Божий назван Духом Святым (Еф.4,30).

Значение Святости Бога распространяется на весь мир. Бог никогда не делал и не сделает зла Своему творению (Иов.34,12-15). Бог требует от человека святости (Лев.11,43-45), как и Он Сам свят.

Устройство скинии предусматривало Святое-Святых, куда один раз в год с жертвенной кровью мог входить первосвященник. Десять заповедей и все нравственные законы Ветхого Завета говорят о значении святости в применении к Богу. "Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы" (1Иоан.1,5).

"Мерзость пред Господом - путь нечестивого. ...Мерзость пред Господом - помышления злых" (Прит.15,9,26). Бог ненавидит грех. Грех разделяет, разрушает союз Бога и человека. "Вот рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас" (Ис. 59,1-2).

Бог и грешник находятся на разных полюсах морального мира. Грех разделяет их, как пропасть. В этом сокрыта тайна заместительной жертвы Христа. "Он любит идущего путём правды" (Прит. 15,9). "Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного" и т.д. (Иоан.3,16). Здесь видна святость Бога в том, что Он жаждет видеть праведность в жизни детей Его, и для этого Он отдал Сына Своего. Крест показывает, как сильно Бог любит святость. Крест воздвигнут во имя Святости Бога. Ибо Христос умер не только за наши грехи, но и за то, чтобы даровать нам святость, которую любит Бог. Любим ли мы святость, чтобы страдать за неё?

Каковы практические выводы из учения о святости Бога?

1. Мы должны приходить к Богу "с благоговением и страхом" (Евр.12,28). История израильского народа имеет много примеров наказания за нарушение этого правила. "Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его", - говорит Екклезиаст (Еккл.5,1-3).

2. Имея правильное учение о святости Бога, мы будем иметь правильное представление о грехе. Исайя, святой человек в Израиле, пришёл в ужас от беззаконий своих перед святостью Бога (Ис.6,2-7). А как мы исповедуем свои грехи? Спокойно, без страха и трепета? Если грех не вызывает в душе ужаса, то это значит, что мы не видим святости Бога.

3. Зная святость Бога, мы можем приблизиться к Нему только благодаря заслугам Христа; на основании праведности, дарованной нам Христом.

б) Праведность и справедливость Бога.

Это свойство как бы является продолжением святости Бога по отношению к сынам человеческим. Если святость есть сущность Бога в Самом Себе, то праведность и справедливость есть выражение Его характера по отношению к человеку.

Следует иметь в виду три проявления праведности Бога:

1. Требование исполнения закона праведности.

2. Наказание за нарушение этих законов.

3. Активная забота Бога о Своём творении.

В праведности Бога явлена Его любовь к святости и свидетельство о том, что Бог всегда творит правду. В справедливости явлена Его ненависть ко греху.

Справедливость, как свойство Бога, беспристрастна: она карает, но не мстит.

"Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш" (Пс.114, 5). Бог верен своему обетованию, Он слышит нас.

Ездра восклицает: "Господи, Боже Израилев! Праведен Ты!" (9, 15). В наказании Израиля за грех подтверждается праведность Иеговы. "Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих" (Пс.144,17). "Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою" (Иер.12,1).

Данные места Писания показывают Бога Справедливым в Самом Себе и по отношению к человеку. От Бога исходит только полезное, справедливое и правое.

Праведность и справедливость Бога проявляется двумя путями:

Первое - наказанием преступления и восстановлением справедливости; и второе - награждением праведности. Рассмотрим более подробно данные пути.

Наказание преступления. Псалмопевец говорит: "Господь, - престол Его на небесах, очи Его зрят; ...Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его... Ибо Господь праведен, - любит правду; лицо Его видит праведника" (Пс. 10,4-7). В этом псалме Давид увещевает робкого собеседника уповать на Господа. Люди могут управлять на земле и творить неправду, но Бог управляет с небес и всегда творит правду. Он видит тех, кто поступает праведно и тех, кто поступает неправедно. Его святость и праведность с отвращением смотрит на грех, и, в конечном счёте, зло будет наказано. Есть страшное слово: проклятие Божие. Это страшное наказание - вечное разделение с Богом. Как послушны должны быть люди призыву Бога, ибо страшно грешнику впасть в руки Бога живого. Ни один грешник не сможет сказать в день Суда, что он незаслуженно наказан: "... я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны" (Исх.9,27). Так сказал фараон Моисею, признавая справедливость Божьего наказания за грех и ожесточение.

Прощение кающегося. "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Иоан.1,9).

Обычно прощение грехов связывается с благодатью и любовью Бога, но не с Его праведностью и справедливостью. Данный стих убеждает нас в том, что, если мы исповедуем наши грехи, то праведность и справедливость Бога является гарантией нашего прощения. Бог не может не простить и не очистить кающегося грешника.

Праведность Бога проявляется в верности Своему слову и Своим обетованиям. "Ты Сам, Господи Боже, избрал Авраама и вывел его из Ура Халдейского, и дал ему имя Авраам, и нашёл сердце его верным пред Тобою, и заключил с ним завет... И Ты исполнил слово Своё; потому что Ты праведен" (Неем.9,7-8). Великие трудности стояли на пути исполнения этого обетования, то есть овладения землёй Ханаанской.

Но если Бог произносит слово и обетование, то ни небо, ни земля, ни ад не могут помешать их исполнению. В Евр.12 гл. сказано о другом обетовании, создании "непоколебимого царства" (ст.25-29). Его праведность есть гарантия исполнения всех обетовании.

Рано или поздно народ Божий будет торжествовать в славе Отца Небесного. Наступит день, когда зло прекратится и наступит великий покой.

Праведность Бога проявляется в награде праведных. "Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым" (Евр.6,10).

"А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его" (2Тим.4,8).

Праведный Судья не может оставить без награды верных детей Своих. Придёт время, и мы получим полную награду за всё доброе, что мы сделали во имя Его. Гарантия этому - праведность Бога.

в) Милосердие и сострадание Бога.

Эти свойства означают любовь Бога к послушным и непослушным сынам человеческим. "Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Матф.5,45).

Милосердие или милость связаны с виной. Милосердие Бога понуждает Его искать добра виновному перед Ним человеку. "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом" (Еф.2,4-5; Рим.5,8).

Бог возлюбил мир. Он полон милосердия и сострадания. Детям Своим Он дарует потоки благословений. "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Римл.8,32).

Вместо заслуженного наказания и смерти Бог дарует нам жизнь, здоровье и всё необходимое для жизни. "Господь, Бог твой, есть Бог милосердный; Он не оставит тебя..." (Втор.4,31). Давид твёрдо верил и знал, что Господь не оставит его в тяжёлое время (Пс.85,15-17). Наиболее ярко Божье милосердие и сострадание выражено в притче о блудном сыне (Лук. 15,11-32).

Любящий Отец ждёт возвращения Своего сына.

Как проявляется милосердие и сострадание Бога? Во-первых, мы должны твёрдо уяснить, что Бог абсолютно независим в определении своих благословений. "Итак, кого хочет, милует" (Рим.9,18).

Во-вторых, мы должны помнить, что Его желание и воля - распространить милосердие на всё творение (Пс.85,5).

Особое милосердие Он проявляет к грешникам. Все грешники, даже не раскаявшиеся, находятся в окружении Его милосердия (Лук. 6, 36; Матф.5,45). "Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратятся к Господу, и Он помилует его, ...ибо Он многомилостив" (Ис.55,7).

Его милосердие - свято, оно не может защищать грех, но может простить его. Божье милосердие есть город-убежище для раскаявшегося, но ни в коем случае не убежище для самонадеянных (Прит.28,13; Пс.50). Искренне раскаивающиеся получают прощение. Нельзя самонадеянно уповать на милосердие Бога, Оно открыто для тех, кто оставляет грех. Это единственный путь получения прощений.

"Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые пoчитают то меднением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2Петр.З,9). "Но по великому милосердию Твоему, Ты не истребил их до конца, и не оставлял их, потому что Ты Бог благий и милостивый" (Неем.9,31). Милосердие долготерпит грешников. Он ждёт их покаяния. Если бы Он поступил с ними по делам их, то они давно погибли бы. Подумайте о зле, грехе и нечистоте! Если это возмущает нас, то как оно должно возмущать Святого Бога. В мгновение ока Он может уничтожить всё зло. Но Он не делает этого. Он страдает за грешника, берёт на Себя наказание за всё зло мира, удовлетворяет Своей жертвой Божественный гнев и праведность, становится Ходатаем за каждого грешника. Божье милосердие выше нашего понимания. Его сострадание не имеет предела. Однако, взирая на долготерпение Божие и Его милосердие, мы не должны забывать, что "Бог наш есть огонь поядающий" и что страшно грешнику "впасть в руки Бога живого".

Его милосердие и сострадание к святым. Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость" (Пс.31,10).

Доверие к Богу вызывает ещё большую любовь и сострадание с Его стороны.

Обращаясь к Богу, мы вступаем в среду милосердия, которая стеной окружает нас от зла. "Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его..." (Филип.2,27). Бог исцеляет больных. Но помните, Он даёт милость кому желает (Рим.9,18), поэтому не все просящие получают исцеление.

"Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены" (Пс.6,3). Псалмопевец просит Господа восстановить здоровье и в стихе 10 сообщает: "Услышал Господь молитву мою".

Милосердие и сострадание Бога - гарантия вечной безопасности уповающих на Него.

Любовь Бога

Христианство - единственная религия, ставящая в центр своего учения любовь Высшего Существа. "...Бог есть любовь" (1Иоан.4,16), "Бог есть свет" (1Иоан.1,5). Дух и Свет - сущность Бога. Любовь - выражение Его личности в соответствии с Его сущностью.

Он всегда существует в атмосфере любви. Нам трудно, а вернее, почти невозможно, определить или описать любовь Бога. Места Писания: 1Иоан.3,16; Иоан.3,16 показывают, что любовь Бога имеет в себе заботу о физическом и духовном благополучии Его творений. Эта любовь выразилась в великом акте - Голгофской жертве.

1. Кто является предметом любви Бога?

а) Иисус Христос, Единородный Сын Божий, является предметом Его особой любви.

Матф.3,7 - "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение". Также Матф.17,5; Лук.20,13 Иисус Христос разделяет особую любовь Бога Отца как Его Сына. Он был послушен Отцу до конца, до смерти крестной. Послушание вызывает особую любовь. Любовь Бога к Сыну - вечная любовь. Христос, обращаясь к Отцу, сказал: "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Иоан.17,5).

б) Верующие в Иисуса Христа являются особыми существами Божьей любви.

Иоан. 16,27 - "Ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшёл от Бога". Иоан.14,21-23 - "...кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим... Кто любит Меня... Отец Мой возлюбит его". Иоан.17,23 - "Ты возлюбил их, как возлюбил Меня". Верим ли мы этим словам? Мы находимся не вдали от Божьей любви, а в центре. Рядом с нами стоит Христос. Любовь Бога Отца объемлет нас.

в) Бог любит всех грешников.

Иоан.3,16 - "Ибо так возлюбил Бог мир...". Эти слова озадачили Никодима. Причина - убеждение в исключительности Израиля. Но Бог любит не только иудеев, но и язычников; не часть человечества, а всех людей, независимо от их моральных качеств. Ибо "Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками" (Рим.5,8). Как удивительно это узнать! Любовь Бога шире, чем её может понять человек. Бог желает спасения всех людей (1 Тим.2,4).

2. Как проявляется любовь Бога?

а) Б принесении жертвы ради спасения человека.

1 Иоан.4,9-10 "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него, В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши". Любовь есть больше, чем сострадание; она не укрывается внутри, а ищет внешнего проявления. Крест Голгофы есть наивысшее выражение любви Бога к грешному человеку. Он отдал не только Сына, но Единородного и Возлюбленного Сына Своего.

б) В даровании полного и совершенного прощения раскаявшемуся.

Исайя 38,17 - "Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой". Бог берёт всё тёмное, греховное из жизни человека и дарует ему прощение грехов, новую жизнь.

Ефес.2,4-5 - "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом".

В 1-3 стихах этой же главы читаем о проявлении дел, ведущих к неизбежной смерти. Но когда вся надежда человека утрачивается, тогда приходит Бог и, по Своему милосердию, которое исходит от Его великой любви, спасает павшего человека и дарует ему не только прощение, но и место в Царствии Небесном, рядом с Иисусом Христом. Всё это благодаря Его любви.

в) В сохранении Своих детей в любых обстоятельствах жизни. Исайя 63,9 - "Во всякой скорби их Он не оставлял их, и ангел

лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние". Здесь изложено размышление пророка о прошлом. Он вспоминает о всех притеснениях сынов Израиля и как Бог являл им любовь Свою. Он был для них любящим другом. Он страдал с ними. Исайя 49,15-16 - "Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих, стены твои всегда предо Мною".

В те дни было принято на ладонях делать изображение предмета поклонения. Так и Бог не забывал Израиля. Бог полон заботы о Своих. Савл из Тарса познал эту истину на пути в Дамаск.