ЭККЛЕСИОЛОГИЯ

Учение о Церкви (Малов Т. В.)


Ценность:

Понимая сущность церкви - больше осознаешь свое предназначение как члена церкви в плане Божьем, а также величие Божественного промысла.

Цель урока:

Показать Библейское значение Церкви, а также студенты должны понимать свое место в поместной церкви, а так же место церкви в Божьем плане.

План урока:

I. Определение Церкви

II. Основание Церкви

III. Церковь и Израиль

IV. Библейские метафоры, символизирующие Церковь

V. Назначение Церкви

VI. Установления Церкви

VII. Членство в Церкви

VIII. Церковная дисциплина

Введение

В замысле Божьем Церкви отведено совершенно особое место. "Создам Церковь Мою" (Мтф. 16:18) - говорит Господь: созидание Церкви продолжается и сегодня. Церковь, т.е. Тело Христа, состоит из всех возрожденных душ, каждая из которых искуплена кровью Христа, и преображена Святым Духом. В настоящее время на земле находится лишь небольшая часть Церкви, потому что большая ее часть уже на небесах с Господом. У Церкви нет никакого видимого главы на земле, но невидимый глава ее (Христос) - на небе.

Чтобы основать Церковь, Христос отдал свою жизнь. Еф. 5:25 "...как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее". Первостепенное дело Божье на земле - это собрание во едино Церкви Иисуса Христа. Деян. 15:14 "Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое". Эти избранные люди крещены в тело Христово (Церковь).

I. Определение Церкви

Христианская Церковь - это новозаветная организация, которая начала свое существование в день Пятидесятницы и завершит его, вероятно, при восхищении, во втором пришествии Христа.

А. Значение слова

Слово "Церковь" (наравне со славянскими "црква", "црквь", "циркевень", древнегерманским "кирхе", английским "church", шведским, финским, эстонским и др."kirka") происходит от древнегреческого слова кириакон. означающему "принадлежащее Господу" (см. 1Кор. 11:20; Откр. 1:10). В некоторых памятниках письменности в равнозначном с ним смысле употребляется слово экклесиа. В этом случае оба эти слова переводятся на славянский и русский язык одинаково - "Церковь".

Слово "кириакон" встречается в Новом Завете дважды в сочетаниях "вечеря Господня" (1Kop. 11:20); и "день воскресный" (буквально - "день Господень" Отк.1:10). Впоследствии слово "кириакон" стали употреблять в смысле "обращенный", "верующий", "христианский" (в применении к группе людей, городу, народу (и.т.п.).

Греческое слово "экклесиа", переводимое как "церковь", образуется приставкой "эк", означающей "вовне" и глаголом "калео", что значит "призывать". Во времена Нового Завета его использовали для обозначения сбора граждан для Обсуждения общих дел. Например, в Деян 19:32,40 оно употреблено при описании большого собрания жителей Ефеса для разбора жалобы Деметрия на христиан. В Посланиях это слово означает также "люди, объединенные одним делом", "призванные, чтобы быть вместе".

У древнегреческих классических писателей: Фукидида, Протагора и Платона, это слово означает правильно созванное (в противоположность самовольному и беспорядочному скопищу людей) собрание или общество лиц с определенными правами.

С появлением и распространением христианской веры оба эти слова - "экклесиа" и "кириакон" стали употребляться для обозначения собрания верующих.

- Внебиблейское значение слова "экклесиа" - "собрание свободных граждан, правильно созванное глашатаем".

- В переводе с Ветхого Завета на греческий (Септуагинте) "экклесиа" употребляется для передачи смысла еврейского слова гахал. - "собрание", Это слово часто используется при описании израильтян, созванных для Определённой цели, не обязательно религиозной. В некоторых случаях оно означает сбор войск (1Цар. 17:47; 2Пар.28:14). Евреи перестали использовать это слово лишь тогда, когда им стали называть свои собрания христиане

- В Новом Завете слово "экклесиа" приобретает дополнительное богатое, и значительное содержание, оно становится термином, обозначающий народ Божий (вселенская Церковь).

Б. Использование слова Экклесиа (Церковь) в Новом Завете

Это слово встречается в Новом Завете 114 раз, 92 из которых обозначает конкретное поместное собрание верующих. Слово экклесиа практически всегда переводится, как "церковь, община, собрание или группа верующих".

1. "Экклесиа" - поместная церковь, община. Все ее члены исповедовали Христа как своего личного Спасителя (иногда - только на словах, напр. 1Ин.2:19;Отк.3:20); но во всяком случае, все эти люди называли себя христианами. Иногда в Новом Завете "поместная церковь", обозначаемая словом "церковь" это:

- домашняя церковь (Кол. 4:15; Рим.16:4; 1Кор.16:19; Флм.2);

- объединение нескольких домашних церквей, находящихся в одном городе (1Кор. 1:2; Гал. 1:22; 1Фес. 1:1) - "церкви Фессалоникийской";

- обширное объединение поместных церквей (например, "по всей Иудее, Галилее и Самарии" (Деян. 9: 31));

- христиане, находящиеся "в рассеянии" в некоторой географической области (Деян. 8:1-3, или "Церковь в Алжире").

2. Слово "экклесиа" используется для обозначения всех верующих во Христа как на земле, так и на небесах (Евр. 12:23), рожденных свыше действием Духа Святого (1Кор.12:13). Это Церковь - Тело Христово (Еф.1:22-23; Кол. 1:18). Иногда тело Христово называют "невидимой Церковью", но поскольку многие ее члены вполне видимы мы предпочитаем термин "вселенская Церковь".

В. Использование слова "церковь" в настоящее время

В обществе и культуре слово "церковь" используется в различных значениях. Оно может относиться к зданию, предназначенному для религиозной деятельности, к деноминации, поместной общине или к собранию группы верующих, исповедующих Христа (домашняя церковь). Слово "церковь" может означать всех христиан в данной стране, или только тех, кто относит себя к некоторому богословскому течению или; традиции. Как ещё это слово используется в вашей культуре?

Современные богословы предлагают следующую классификацию слова "церковь":

1) вселенская Церковь - все верующие на небесах и на земле;

2) видимая церковь - совокупность всех поместных церквей по всему миру;

3) поместная церковь - конкретная община.

Каждый христианин принадлежит к вселенской Церкви, к видимой церкви и к поместной церкви; подобным же образом одновременно все три аспекта понятия "церковь" имеет в виду апостол Павел в 1Кор 10:32.

II. Основание Церкви

Мф. 16:16-18 "...на сем камне Я создам Церковь Мою..."

В Замысле Божием Церкви отведено совершенно особое место. "Создам Церковь Мою" - говорит Господь; создание церкви продолжается и сегодня. Из этих слов Христа можно сделать такие выводы:

а) созидание Церкви должно было произойти после завершения Его земной миссии;

б) Церковь это не Израиль. Израиль остается Израилем и для него остается место в плане Божьем

в) Церковь не существовала до дня Пятидесятницы; в Ветхозаветное время она не существовала.

Церковь была основана Иисусом Христом на основании исповедания Петром Иисуса Христа Сыном Божьим, Мессией, Христом, Богом, воплотившимся в Человека. Наш Спаситель построил Церковь не на Петре, но на произнесенных Петром словах истины. Изучение Мф. 16:16-18; Ин. 20:19-23; Мф. 18:18 выявит, что Петр не занял более высокого положения, чем другие ученики.

Исторически Церковь была основана в День Пятидесятницы, Деян. 2, после сошествия Святого Духа. Деян. 2:47, "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви". Они собирались в определенном месте. Деян. 1:13; Деян. 5:12; Деян. 2:46, 12:12. Они собирались в установленное время - ежедневно, Деян. 2:46, каждый День Господень, Деян. 20:7.

III. Церковь и Израиль

А. Предыстория Церкви - Израиль

В Ветхом Завете Церковь не упоминается. Павел говорит о ней, как о "тайне" (чём-то, ранее скрытом - см. Еф. 3:9, Рим. 16:25-26, Кол. 1:25-26). О взаимоотношениях Церкви и Израиля много дискутируют. Некоторые подчёркивают их сходство, рассматривая их как один народ Божий, существующий в различные времена. С их точки зрения, Израиль - народ в "духовном" смысле слова и, следовательно, Церковь - это Новый Израиль. Другие считают Израиль и Церковь различными фазами Божьего домостроительства и плана спасения, рассматривая и то, и другое, как народ Божий. Надо отметить, что Новый Завет никогда не путает Израиль с Церковью. Очень важно понимать разницу между Израилем и Церковью, поскольку это имеет непосредственное отношение к церковному строительству (основанию поместных церквей) и стратегии благовествования.

1. Израильский народ

В Быт. 12:1-2 Бог дал Аврааму обетование, что произведёт от него народ великий и что через него благословятся все племена земные. Великий народ, который Он обещал Аврааму - это народ Израиля. Один из царей Израиля, Давид, получил обетование, что его царство будет вечным (2Цар. 7:8-16; Пс. 88:4-5). Главное обетование Ветхого Завета: Бог пошлет Искупителя, Который возьмет на Себя наши грехи (Ис. 53). Новый Завет объявляет Иисуса Христа "Сыном Давидовым", в Котором и через Которого исполняются эти обетования.

Одним из предназначений Израиля было дать Мессию (Царя). И мы знаем, что Господь родился именно в этом народе. Павел говорит об этом так: "... то есть. Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь" (Рим. 9:4-5).

2. Церковь

Период времени между первым и вторым пришествием Христа называется "веком Церкви", или временем, когда Бог созидает Свое Царство и осуществляет план спасения человечества через Свою Церковь. Церковь - это не "запасной план" Бога, вступивший в силу после "неудачи с Израилем". Он еще до сотворения мира планировал её создание через смерть и воскресение Своего Сына, Иисуса (Еф. 1:19-23). Христос готовился к её образованию и развитию, наставляя Своих учеников относительно их будущей миссии (Ин. 16:6-15, Мф. 28:18-20). Он образовал её в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-13) и дал силу (Деян. 1:8) Святым Духом, вовеки обитающим в ней.

Церковь - инструмент, избранный Богом для распространения Евангелия до краев земли. "Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем..." (Еф. 3:10-11). Церковь - замысел Бога, цель которого известить все народы мира, объявив им о Его неотвратимой победе над сатаной и привлечь тех, кто войдет в состав народа Божьего.

3. Сопоставление народа Израиля и Церкви.

Израильский народ

  • Ориентиры "Народа" Израиля имели "центростремительный" характер. Бог задумал Израиль быть светом для всех народов, к которому должны были ПРИЙТИ другие народы, чтобы увидеть и услышать о славе Божьей. Приобщиться к славе Божьей, разделить Его славу, означало присоединиться к Богом избранному народу к Израилю.

  • Рост через прибавление (новорожденные, захваченные в плен, боящиеся Бога).

  • Централизация -"...приведи их в дом Господень..." (Иер.35:2).

  • Божья слава временно пребывает в Иерусалиме (Шар. 28 гл., 2Пар. 6 и 7 гл.).

  • Рост через вовлечение вовнутрь

Церковь

  • Ориентиры Церкви носят "центробежный" характер. По Божьему плану Церковь также должна быть Светом для всех народов. Народ Церкви сам должен ИДТИ и быть солью и светом среди всех племён и народов (Мф. 5:13-14; 28:18-20).

  • Рост через умножение (обращения, основание новых церквей).

  • Децентрализация "...по всему миру..."

  • Явлена миру Святым Духом, облечена Его силой (Деян. 1-2), Божья слава пребывает в сердцах людей (2Кор. 3).

  • Рост через распространение

IV. Библейские метафоры, символизирующие церковь

Церковь Иисуса Христа - это уникальный живой организм. Подумайте о живом организме в действии, во всей его сложности и красоте. Миллионы живых клеточек трудятся над выполнением сложных специфических заданий. Нейроны передают сигналы от мозга ко всем участкам организма для того, чтобы звучала вся симфония жизни. Кровяные тельца доставляют кислород и питание каждой клетке. Особые клетки вырабатывают ферменты и аминокислоты, перерабатывающие пищу и передающие кислород, сражаются с инородными телами. Без взаимозависимости, взаимодействия и баланса миллионов живых клеток организм не сможет существовать.

Церковь является собранием Божьих людей, призванных из мира (Римл. 12:1-2), чтобы жить с Богом, участвовать в христианском общении (Евр. 10:24-25; Деян. 2:42-45). Они образуют Царство (Деян. 20:28; 1Кор. 11:22) святых Божиих. Подданные его избраны Богом (Еф. 1:4-5), являются Его владением (Тит. 2:14), освящены Им (1Кор. 1:30) и соединены со Христом (2Кор. 5:17). Членов церкви называют учениками Христа (Мтф. 28:19), братьями и сестрами в семье Божьей (Римл. 8:29; 1Ин. 4:20-21).

Библейские метафоры, описывающие Церковь, как организм

Семья (Еф.1:4-11; Гал.3:26-27). В этой семье Бог является Отцом, Иисус Христос - единородным Сыном, а мы - усыновленными и удочерёнными (Ин. 1:12-13) детьми, "братьями и сестрами во Христе" (Фил. З:1).

Тело. Во многих местах Нового Завета встречается этот образ церкви (1Кор.10:16-17; 12:12-27; Рим.12:5; Еф.1;22-23; 2:16; 4:4-12,16; Кол.1:18,24; 2:19; 3:15). Когда Павел сравнивает церковь с человеческим телом (Еф.1:22-23), то очевидно, что он говорит здесь о единстве и взаимосвязи всех членов церкви. Когда Павел говорит, что они как одно "тело", то этим он хочет подчеркнуть духовную связь всех верующих, какова бы ни была степень их фактического, непосредственного общения. Сравнивая церковь не просто с "телом", но с "телом Христовым" (1Кор. 12:27), Павел делает акцент на единстве верующих именно через их связь со Христом. Примечательно, что из этой метафоры вполне органично вытекает и другая, связанная с ней, а именно соотнесение Христа и Церкви как "головы" и "тела", И "Он есть глава тела Церкви" (Кол. 1:18). Текст Послания Колоссянам (1:1-8) дает основание говорить, что связь Церкви со своим "Главой" определяет ее жизнеспособность. Через Воскресение Его все верующие обретают участие в новой жизни. Говоря тем же языком образов, "если голову отделить от тела, то оно умрет".

Стадо (Деян. 20:28-29). Образ стада - один из наиболее часто используемых в Писании образов. В Ветхом Завете народ Израиля назывался "стадо Господне" (Иер.13:17). Иисус называет Своих апостолов "малым стадом" (Лк.12:32). Этот же образ служит для обозначения церкви и в других текстах (Деян.20:28; 1Петр.5:3). К этим примерам мы должны добавить многократное обращение к образу овец, составляющих стадо (Ин.10:16; 21:15-17) и образу Пастыря стада (Евр. 13:20-21; Ин.10:2-16; Шетр.2:25, 5:4). Пасторы, лидеры церкви призваны заботиться о "стаде". Петр просит: "Пасите Божие стадо, какое у вас"(1Петра 5:1-4).

Народ (1Петра 2:9-10). Народ Божий, Новый Израиль - достаточно часто встречающаяся в Новом Завете метафора Церкви. Народ Божий в Новом Завете - это новый народ, призванный к жизни волей Божией. Его отличие от Израиля в том, что Израиль ориентировался на национальную жизнь, в которой и находился центр его единства, тогда как Церковь не знает национальных различий и устроена Святым Духом. Слова "Израиль Божий" (Гал.6:15-16) относятся к людям Божьим, являющимся "новым творением" во Христе.

Невеста (Еф. 5:22-33; Откр. 21-22; 2Кор.11:2). Христос - "Жених" выкупил Церковь Своею кровью (Деян.20:28). Церковь должна ожидать того дня, когда ее Жених - Господь придет и возьмет ее к Себе (Ин.1;3), Христос не только приготовляет принятие Своей невесты в дом Свой, но готовит и саму Церковь. Цель Христа в том, чтобы Церковь предстала "славною Церковью, не имеющею пятна или порока. ... но дабы она была свята и непорочна" (Еф.5:27).

Здание (храм живой). Церковь это не застывшая неизменная структура, она совершенствуется качественно и растет количественно. Церковь является святым храмом (1Кор. 3:16-17), растущим (Еф. 2:21-22) и духовным (1Петра 2:5), а верующие - живые камни в этом храме. Здание должно стать совершенным, у него прекрасный фундамент - Сам Христос.

Священство (Откр. 1:5-6). Основой этого священства является Иисус. Он пришел, чтобы открыть Нам прямой путь к "престолу благодати" Этот путь доступен всем. Жертва Иисуса искупила наши грехи и открыла нам доступ к Богу, в самое ''Святое Святых".

Ветвь (Ин. 15:1-16). Этот образ раскрывает жизненную важность и органичность союза верующих и Иисуса, он показывает нам, как они взаимосвязаны. Также эта метафора ясно показывает каждому христианину стоящую перед ним цель - приносить плод, предостерегает об опасности бесплодия и содержит ободрение, заключающееся в том, что Господь обещает Свою помощь и поддержку (Ин. 15:5,16).

Приведённый выше список метафор не является окончательным.

Рассмотренные нами метафоры церкви как "тела", "невесты", "здания" и т.д. показали различные стороны природы церкви. Каждая из них направляет наше внимание к задачам, стоящим перед церковью. Эти задачи тесно связаны с тремя сферами жизни христианина: его взаимоотношениями с Богом, с другими христианами и с неверующими.

V. Назначение Церкви

Новозаветная церковь характеризуется пятью основными функциями, которые диктуются Великим Поручением: благовестие, ученичество, общение верующих, служение ближним и поклонение Богу. Эти функции очевидны из Книги Деяний 2:42-47. Как верующие, мы должны выполнять эти же пять функций как в нашей личной жизни, так и в совместной деятельности, чтобы выполнить призвание Христа. Занятия по изучению Библии обеспечивают возможность вовлечь как семьи, так и отдельных людей в великую работу Церкви, описанную этими функциями.

Благовестие

Изучение Библии концентрируется на послушании Христу в работе по евангелизации

Ученичество

Ученичество - это путь, который начинается после обращения и продолжается всю жизнь. Благовестие начинает процесс, общение с другими верующими вносит свой вклад, а из этого вырастает служение ближним.

Общение верующих

Бог желает, чтобы Его дети объединялись с другими верующими и делились своим христианским опытом. Искреннее общение уничтожает разобщенность, чтобы построить единство.

Служение ближним

Служение - это открытие и использование духовных даров и способностей с тем, чтобы служить другим во имя Иисуса Христа. Служение - это естественный результат ученичества в процессе христианского развития.

Поклонение Богу

Поклонение - это результат познания Бога и любви к Нему в духе и истине (Ин 4:23).

VI. Установления Церкви

Несмотря на то, что в некоторых христианских деноминациях учат соблюдению семи установлений. Библия учит только двум:

1. Крещение. Мф. 28:19,20; Мрк. 16:16; Деян. 2:38-41; 8:36-40; Деян. 10:47,48.

Обряд крещения является символом отождествления верующего со Христом в Его смерти погребении и воскресении (Рим. 6,3 и далее; Кол. 2,12; 1 Пет. 3,21). В крещении верующий свидетельствует, что он пребывал во Христе уже тогда, когда Христос был судим за грех, что он погребен с Ним и воскрес в Нем для новой жизни. Оно символизирует, что верующий отождествляется со Христом, потому что он крещен "во имя Господа Иисуса" (Деян. 2,38;

8,16). Крещение совершается, когда раскаивающийся призывает имя Господне (Деян. 22,16). Это открытое и публичное исповедание Христа Господом (Рим. 10,9 и далее). Однако крещению должно предшествовать наставление (Мф. 28,19), покаяние (Деян. 2,38) и вера (Деян. 2,41; 8,12; 18,8; Гал. 3,26 и далее), потому что водное крещение не производит отождествления, а только предполагает и символизирует его.

2. Вечеря Господня. Деян. 2:42-46; 20:7; 1 Кор. 11:20-34.

1. Оно совершается в воспоминание Христа. Иисус сказал: "Сие творите в Мое воспоминание" (1 Кор. 11,24).

2. Это залог Нового Завета. "Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается" (Лк. 22,20; см. 1 Кор. 11,25). Этот новый завет предусматривает для верующего прощение грехов (Евр. 10,16-18

3. Это провозглашение смерти Христовой. Павел пишет: "Ибо, всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьет чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор. 11,26).

4. Она является пророчеством о пришествии Христовом. Этот обряд следует совершать, доколе не придет Христос (1 Кор. 11,26). Этот обряд обращен не только в прошлое, к смерти Христовой, но и в будущее, к Его пришествию за искупленными. (Мф. 26,29).

5. Это общение со Христом и искупленными Его. Это время уединения, когда искупленные собираются для общения вокруг Иисуса Христа. Стол напоминает поклоняющимся Господу о том, что Сам Христос приготовил тогда для избранных Своих. Мы сидим у трапезы Господней, а не у трапезы бесовской (1 Кор. 10,21)

VII. Членство в Церкви

Возрожденный человек не может жить без духовного общения. Он будет искать других верующих для совместного служения Господу. Ап. Павел после своего обращения "прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам, но все боялись его, не веря, что он ученик". Тогда Варнава взял Павла, пришел к апостолам и засвидетельствовал им о том, что Павел действительно уверовал в Господа (Деян. Ап. 9, 26-27).

Слово Божие указывает, что в первые дни христианства прием в члены церкви осуществлялся самой церковью (Рим. 14, 1). Право принимать членов в поместную церковь принадлежит исключительно самой церкви. Верующие при этом ближе знакомятся с вступающим, и, с другой стороны, церковь сохранит себя от вступления в нее недостойных людей. Когда талантливый проповедник Аполлос вознамерился идти из Ефеса в Ахаию, то братья ефесские послали сообщение туда, располагая их принять его (Деян. Ап. 18, 27).

VIII. Церковная дисциплина

Основы церковной дисциплины. Мат. 18:15-17 "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь".

а) Подойдите к тому, кто совершает ошибку, и помогите ему покаяться.

б) Если он сопротивляется, возьмите с собой одного или двух свидетелей.

в) Если он продолжает ожесточать свое сердце, проинформируйте свою церковь.

г) Если же и после этого он продолжает сопротивляться, считайте его грешником и еретиком.

Случаи применения дисциплинарного наказания.

а) Ложная доктрина. Тит. 1:13 "Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере".

б) Открытый грех. 1 Тим. 5:20 "Согрешающих обличай перед всеми, чтоб и прочие страх имели". Аввак. 1:13 "Чистым очам Твоим не свойственно смотреть на злодеяния". Рим. 7:13 "...так что грех становится крайне грешен...".

в) Безнравственность. 1 Кор. 5:1 "Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего".

Основные библейские тексты урока

Мф. 16:16-18 - Иисус Христос о создании Церкви

1 Кор. 11:20-34. - Установление вечери Господней

Мф. 28:19,20 - Установление крещения

Мат. 18:15-17 - Основание церковной дисциплины

Вопросы для повторения

Каковы пять основных функций церкви?

В каких случаях должна применяться церковная дисциплина?

Перечислите Библейские метафоры символизирующие Церковь.

В чем сходство и различие между Церковью и Израилем?

Задание

Прочитайте Послание к Ефесянам и Послание к Колосянам, обращая внимание на то, что апостол Павел говорит о Церкви.

Догматика (А. М. Бычков, А. И. Мицкевич)

Лекция 1. Учение о Царство Божием и о Церкви

Учение о Царстве Божием

Что значит "Царствие Божие"? Словами - "да будет воля Твоя и на земле, как на небе" - Христос говорит о сущности Царствия Божия. Царствие Божие - это воля Божия, исполняемая на небе и на земле. Царствие Божие - это владычество, это господство Божие над Вселенной, над миром ангелов и над человечеством.

Владычество Божие имеет двоякий характер: характер внутреннего, невидимого господства в человеческом сердце, как говорит Христос: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук. 17,21), и характер внешнего, видимого господства Божия, когда можно будет сказать: "Вот, оно здесь, или вот, оно там", или, как сказано в книге Откровения 11,15: "Царство мира соделалось Царством Господа нашего".

В Евангелии от Матфея мы встречаем выражение: "Царствие небесное", но по всему смыслу Писания "Царствие Божие" и "Царствие небесное" является одним и тем же понятием; оба выражения говорят об дном и том же.

Очень важно знать разницу между Царством Божиим во Вселенной, в природе, и Царством Божиим в человеческом сердце. В природе Царствие Божие является непреложным фактом. Оно осуществляется путём безусловного соблюдения законов, данных Творцом Вселенной. Об этом Царствии Божием в природе мы читаем в Псалме 102,19: "Господь на небесах поставил престол Свой, и Царство Его всем обладает".

Другое дело - Царствие Божие в человеческом сердце. Бог Своего владычества не устанавливает силою. Он ждёт, когда Его господство будет принято добровольно. Он говорит: "Се, стою у двери и стучу; если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему" (Откр.3,20).

Воля Божия такова, чтобы Его Царство в человеческих сердцах осуществлялось только с добровольного согласия человеков. Даже когда "помазанный херувим" не захотел исполнять волю Божию и стал противником Бога, - Господь покинул его сердце. Один из двенадцати апостолов - Иуда не хотел дать места для господства Христа в своём сердце, и Христос не только не принуждал его к этому, но предоставил ему полную свободу действия.

Царствие Божие в человеческих сердцах может возрастать и расширяться. Притчи Христа о закваске и зерне горчичном (Матф.13,31-31; 13,33) говорят нам о том, что Царствие Божие может расти в глубину и широту. В глубину оно растёт в человеке, исполняющем волю Божию и стремящемся исполнять её всё лучше и полнее. А в широту Царствие Божие растёт с каждой новой душой, в которой поселяется Христос со Своей царственной волей.

Царствие Божие, осуществляемое в сердцах человеческих, имеет свою историю, и её можно разделить на три периода: первый период Царствия Божия в сердцах человеческих - это период до Христа, период ветхозаветный, второй период Царствия Божия - это период от первого до второго пришествия Христа; и третий период Царствия Божия - это период от второго пришествия Христа до бесконечности.

1. Ветхозаветный период Царствия Божия.

Для основания Своего Царствия на земле Бог в Ветхом Завете избрал особый народ - народ израильский. Израиль должен был сам находиться под водительством и господством всевышнего Бога и имел своей задачей расширять шатры Царствия Божия и среди всех других народов.

Для откровения Своей божественной воли Израилю и другим народам Бог посылал пророков, исполненных Духа Святого. Но, увы, израильский народ не только не насаждал Царствия Божия в сердцах других народов, но и сам весьма часто отступал от закона Божьего, и нарушал волю Божию. Результатом этого были грозные обличения пророков, а также великие испытания, выпадавшие на долю Израиля.

Но Господь не отступал от Своих божественных планов насаждения Своего Царствия как среди Израиля, так и среди всех других народов мира. Посылавшиеся Богом вестники - пророки возвещали в своих пророчествах о наступлении Царствия Божия, когда земля "будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис.11,9).

И вот мы видим в Ветхом Завете повсеместное ожидание Царствия Божия как в израильском, так и во всех других народах мира. И Царь этого Царствия Божия - Христос становится "Желаемым всеми народами" (Аггея 2,7).

Царствие Божие в ветхозаветное время не только ожидалось, - множество ветхозаветных праведников было его носителями в своих сердцах. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть И главу Послания к Евреям.

2. Новозаветный период Царствия Божия.

В Новом Завете к выражениям "Царствие Божие" и "Царствие Небесное" прибавляется ещё понятие "Царствие Христа". Но и Царствие Христа является всё тем же Царствием Божиим и Царствием Небесным.

Мы слышим в пустыне Иудейской проповедь Иоанна Крестителя, которая гласит: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф.3,2). С такой же проповедью выступил на Своё служение и наш Господь Иисус Христос. И из Его уст мы слышим слова: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф.4,17).

И Иоанн Креститель и Христос, говоря, что "приблизилось Царство Небесное", имеют в виду, что оно приблизилось в лице Христа - Мессии.

Учение Христа полно учения о Царствии Божием. Многими Своими притчами Христос объясняет Царствие Божие: его сущность, его рост и развитие, его конечную победу. Христос является Царём Царствия Божия. При последнем торжественном входе в Иерусалим Христос исполняет пророчество Захарии 9,9: "Торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядёт к тебе". На вопрос Пилата, Царь ли Он, Христос говорит: "Царство Моё не от мира сего" (Иоан.18,36).

Никодиму Христос говорит об условиях входа в Царствие Божие: "Истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Иоан.3,5).

Христос говорит, что в Царстве Небесном соберутся представители всех народов земли: "Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Матф.8,11).

Первые ученики Христа напряженно ожидали прихода Царствия Божия на землю. В течение сорока дней воскресший Христос говорил им о Царствии Божием (Деян.1,3). И на горе Елеонской, перед вознесением Христа, они задают Учителю вопрос: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" (Деян.1,6).

В день Пятидесятницы рождается Церковь Христова. В сердцах её членов, отданных Христу, осуществляется Царствие Божие.

Церковь Христа призвана быть, как и Израиль в Ветхом Завете, носительницей Царства Божия на земле. Она должна сама находиться под господством и водительством Христа и имеет своей задачей - проповедовать Евангелие Царствия Божия "всей твари", то есть всем народам (Марк.16,15), и таким образом расширять пределы Царства Христа в человеческих сердцах. К сожалению, Церковь Христа не всегда была исполнительницей воли своего небесного Царя - Христа, и поэтому не всегда была способна выполнять свою великую миссию в мире так, как должно.

В Послании к Римлянам 14,17 коротко и ясно выражена сущность Царствия Божия в сердце каждого отдельного возрождённого человека: "Царствие Божие,.. праведность и мир и радость во Святом Духе".

До самого второго пришествия Христа Царствие Божие является сокровенным Царствием, порой не обнаруживаемым людьми. "Сокровище" Царствия Божия возрождённые люди носят "в глиняных сосудах" (2Кор.4,7). К тому же и у новозаветных носителей Царствия Божия ещё так много недостатков.

3. Царствие Божие после второго пришествия Христа.

Со второго пришествия Христа начинается третий период Царствия Божия.

В этом периоде Царствие Божие будет явлено в заметной для всех людей силе и славе. Тысячу лет Христос будет царствовать на земле (Октр.20,1-4). В отношении тысячелетнего Царства Христа у большинства богословов существует мнение, что оно будет после второго пришествия Христа. Это Царствие Христа будет ощутимо не только для израильского народа, но и для всех других народов земли (Зах.8, 13-23). Сила и слава Христа в тысячелетнем Царстве Его будет оказывать очень заметное действие и преображающее влияние на всех людей, которые будут в это время жить на земле. Это действие и влияние на народы земли в дни тысячелетнего Царства Христа сравнивается с исцелением. Царствие Христа будет царством праведности и справедливости (Ис.11,3-9); 65,17-25).

В ещё большей силе и славе будет явлено Царствие Божие на новой земле и в Новом Иерусалиме. В этом вечном Царстве Христа славу Агнца будут созерцать люди всех веков и народов, ибо слава Божия будет освещать Новый Иерусалим и новую землю (Откр.21,23).

Учение о Церкви Христовой

Церковь, по-гречески "экклезия", означает собрание верующих людей. В греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинта) слово "церковь" (экклезия) употребляется в отношении израильского народа, собранного перед Богом (Деян.7,38; Евр.2,12).

Церковь на земле основал Сам Спаситель Христос (Матф.26,16-18). Новый Завет учит, что существуют вселенская (невидимая), поместная и домашняя церкви.

Вселенская (невидимая) Церковь

Вселенская Церковь состоит из искупленных Кровью Христа, возрождённых грешников всех веков, из всякого колена и языка, народа и племени. В неё входят возрождённые члены всех поместных церквей, жаждущие совершенства, а также и все умершие в Господе, находящиеся в вечности. Они представляют собой идеальную, совершенную Церковь из святых, ныне торжествующих на небесах (Евр. 12,22-23). Таким образом, поместные церкви являются борющейся Церковью Христа на земле, а торжествующая Церковь - на небесах. Домостроительство церкви Христовой, как и сама Церковь, является великой тайной. Ап. Павел пишет о Церкви: "Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова... тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (Еф.5,25-26,32). Тайна Христа и Его Церкви сравнивается здесь с взаимоотношением мужа и жены. Как Адаму среди прекрасного Едема недоставало возлюбленной помощницы, так и Христу недоставало возлюбленной невесты - Церкви. Он предал Себя, чтобы приобрести Себе дорогою ценою Церковь из омытых Его Кровью грешников. Чтобы дать Адаму жену, Бог навёл на него крепкий сон, который был подобен смерти. Бог взял одно из рёбер его и сотворил Адаму помощницу - Еву. Он представил её Адаму во всей её красоте. Возрадовалось сердце Адама, и он признал её своей женой (Быт.2,21-25). Подобно Адаму, Христос приобрёл Себе Церковь в Своих смертельных страданиях на Голгофе. В ранах Христа родилась Церковь. Она сотворена не могущественным словом Христа "да будет", но через Его тяжкие страдания и мучительную смерть на кресте. Проливая Свою святую Кровь на кресте для нашего искупления, Христос воскликнул: "Совершилось". На кресте совершилось спасение всего греховного мира. Завеса, висевшая между славным небом и грешной землёй, разодралась. Открылся свободный вход в вечное Царство Божие через веру в Господа нашего Иисуса Христа.

Церковь - Тело Христа: Христос - Глава Церкви (IKop. 12,20-27; Еф.1,22-23; 5,30-32; Кол.1,18-27; Рим.12,5). Церковь - живой организм. Христос Сам управляет членами Своего Тела. Он наделяет их дарами Духа Святого на пользу. Он Сам определяет, кто воистину состоит членом Его святого Тела. Он, и никто иной, ведёт запись спасённых в вечной книге жизни, не взирая на наименования поместных церквей (Откр.20,12).

Господь - сердцевидец, и Он знает, чьё сердце вполне предано Ему. В Теле Его осуществляется единство всех переживших крещение Духом Святым через возрождение (1Кор.12,13). Среди членов церкви могут быть разномыслия во второстепенном, но в главном они едины. Электростанция даёт ток по проводам в различные цехи завода, но несмотря на то, что ток один, завод вырабатывает различную продукцию. Так и Дух Святой проявляет различные действия, "а Бог один и тот же, производящий всё во всём" (1Кор.12,6). Нельзя думать о том, что все члены Тела Христова являются здесь на земле совершенными. Церковь стремится к совершенству, но полного совершенства мы достигнем тогда, когда увидим Спасителя Своего (1Иоан.З,2). Апостол Павел пишет, что в Теле Христа имеются благородные члены, но есть и слабые, неблагообразные, менее совершенные. Но все они необходимы и дороги Господу. Слабейшим оказывается особое попечение и забота (1Кор.12,22-25).

В теле Христа осуществляется единство в радости и в страданиях: "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1Кор.12,26).

Церковь - паства Христа; Христос - добрый Пастырь паствы (Иоан.10,7-30; 21,15-17). Добрый Пастырь Сам отыскивает заблудших овец. Он Сам берёт найденных на мощные плечи Свои и несёт с радостью в Своё Царство. Велика радость небожителей об одной найденной заблудшей овце (Лук. 15,1-7). Добрый Пастырь - единственная дверь в стадо овец Его. "Я семь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт и выйдет, и пажить найдёт" (Иоан.10,9). Не только Израиль, но и все народы, все нации и расы приглашены в Его святое стадо (Иоан.10,16; Откр.7,9).

Господь Сам обещает пасти овец Своих, хранить и покоить их на злачных пажитях, израненных перевязывать и больных укреплять (Иез.34,15-16). Он обещает даровать овцам, слушающим голос Его и идущим по следам Его, вечную жизнь (Иоан. 10,27-29).

Церковь есть дом - храм Божий; Иисус Христос - основание, краеугольный камень его (Еф.2,18-22; 1Петр.2,4-6; Евр.3,6). Грешник в день возрождения становится живым камнем в Церкви Иисуса Христа. Дух Святой строит Божие жилище, чудесное здание, святой храм Господа (Еф.2,21-22). Храм должен быть чистым и святым (2Кор.6,14-18). Бог требует полного отделения от всякой нечистоты.

Когда Господь положил на сердце Соломону строить храм, то далеко от места созидания храма обтесывались камни. На месте же, где строился храм, клали готовые обтесанные камни. Храм строился в полной тишине (ЗЦар.5,17-18; 6,7). Камни, высеченные из скалы, требуют немало обработки, прежде чем быть годными для строительства (Ис.51,1). В тишине Дух Святой над каждым из живых камней совершает большой труд, чтобы сделать их вполне пригодными для величественного храма Божия - Церкви Христа (Откр.21, 3).

Церковь - Невеста Христа; Христос - Жених Церкви (Матф.25, 10). "Чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф.5,27). Церковь искуплена Женихом драгоценной Кровью из рабства греха и порока. Она принадлежит Жениху - Христу. Цель Его - представить её Себе славной Церковью.

Небесный Жених - Христос среди золотых светильников Церкви, совершая повседневный труд её очищения и освящения, дабы Невеста Его предстала перед Ним облачённая в виссон чистый и светлый (Откр.19,7-9; 21,9-10). Он хочет, чтобы наш характер преображался в Его святой образ. Он дал нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Петр.2,21).

Он хочет, чтобы Его Невеста была облечена не во внешнее убранство, а в убранство внутреннее, в нетленную красоту кроткого и молчаливого духа (1 Петр.3,2-4); чтобы её жизнь проходила с мудрой кротостью, чистой, была полна милосердия и добрых плодов (Иак.З, 13-18).

Истинная невеста не живёт без горячей любви к жениху и без ожидания дня брачного пира. Все мысли её направлены к жениху. Он один занимает её сердце. Она приготовляется ко дню брака, чтобы не придти на брак недостойной. Пусть Христос будет центром нашей жизни; пусть будут сердца наши готовыми, дабы нам с горящими светильниками встретить возлюбленного Жениха (Матф.25,10).

Поместная церковь

1. Поместной церковью является объединение в определённой местности возрождённых людей, искупленных Кровью Христа.

Члены такой церкви обычно признают единое вероучение, единое церковное устройство и придерживаются единых взглядов и убеждений по основным вопросам веры. Поместные церкви также принято называть общинами.

Каждая поместная церковь находится под непосредственным руководством единого Главы Церкви - Господа Иисуса Христа, Который Духом Святым управляет ею и поставляет Своих служителей в ней.

Каждая поместная церковь - независима. Она имеет абсолютное право управлять сама собой. Она имеет право сама принимать и отлучать своих членов, избирать служителей, совершать по своему усмотрению богослужения и т.д.

В первые дни христианства, несмотря на свою независимость, каждая поместная церковь имела самую тесную духовную связь с другими поместными церквами; осуществлялось духовное единство взглядов, чему содействовали избранные Господом столпы Церкви - апостолы. Так, например, при возникновении трудных вопросов в Антиохии поместная Антиохийская церковь послала Павла и Варнаву к апостолам и пресвитерам в центр - в Иерусалим (Деян.15 гл.). Иерусалимская церковь несла большую заботу о других церквах (Деян.11,21-23). Таким образом, апостолы вместе с Иерусалимской церковью наблюдали за домостроительством Дома Божия, воспитывали церкви своими посланиями и личными посещениями их (Деян. 13,2-6; Титу 1,5). В то время многие церкви посылали материальные средства для поддержания общего дела Господнего (2Кор.11,8-9).

Каждая поместная церковь ощущает нужду в правильном воспитании, в разрешении сложных внутрицерковных вопросов, в подготовке работников, в снабжении их книгами Священного Писания и т.д. Всё это доказывает необходимость объединения поместных церквей.

Если какая-либо поместная церковь уклонится в ересь, допустит уклонение от общепринятого порядка богослужения или в ней возникнут разногласия и т.п., то, состоя в объединённом союзе, она получит помощь в излечении от возникшей болезни. Объединяясь вокруг Господа в одно целое, церкви хранят себя в любви и мире до дня Его святого явления.

2. Исторически Церковь основана в день Пятидесятницы.

Первые главы книги Деян. Ап. повествуют об исполнении пророчества Христа (Матф.16,16-18) о славном рождении и первых днях развития церкви в Иерусалиме. Возрождённые через веру в Иисуса Христа становились членами церкви, нового общества избранных. В те дни не ставился вопрос, быть или не быть членом церкви, сама постановка его считалась бы неразумной, ибо "Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Деян.2,47).

Учение апостолов разработало правила веры во исполнение пророчества Христа: "На камне сем Я создам Церковь..."

Церковь утвердила места собраний: в горнице (Деян. 1,13); храме (5,12); в домах верующих (2,46: 12,12); в синагогах (14,1).

Церковь утвердила время собраний: каждый день (Деян.2,46); в воскресенье, т.е. в первый день недели (20,7); часы молитвы (Деян.З, 1; 10,9); учёт обращённых: 120 человек (1,16); 3000 человек (2,41); 5000 человек (4,4).

Всё это говорит об организованности церкви. Послания ап. Павла свидетельствуют о значительном количестве церквей в 1 веке. Послание к коринфянам (IKop. 12-14 гл.) показывает, что церкви имели принятые определённые формы служения. Христианская церковь стала самостоятельным обществом, отличным от общества иудеев и эллинов (IKop. 10,32). Организованные формы церкви подтверждаются существованием церковных служителей: епископов и диаконов (Фил.1,1), старейшин (Деян.20,17), пресвитеров (1Тим.4,14). Церковные послания адресовались к членам церквей (Деян. 18, 27).

3. Приём членов в поместную церковь.

Возрождённый человек не может жить без духовного общества. Он будет искать других верующих для совместного служения Господу. Ап. Павел после своего обращения "прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам, но все боялись его, не веря, что он ученик". Тогда Варнава взял Павла, пришёл к апостолам и засвидетельствовал им о том, что Павел действительно уверовал в Господа (Деян.9,26-27).

Слово Божие указывает, что в первые дни христианства приём в члены церкви осуществлялся самой церковью (Рим.14,1). Право принимать членов в поместную церковь принадлежит исключительно самой церкви. Верующие при этом ближе знакомятся с вступающим, и, с другой стороны, церковь сохраняет себя от вступления в неё недостойных людей. Когда талантливый проповедник Аполлос вознамерился идти из Ефеса в Ахаию, то братья ефеские послали сообщение туда, располагая их принять его (Деян. 18,27).

4. Церковные установления.

а) Водное крещение по вере.

Для вступления в члены поместной церкви необходимы: вера, покаяние, обращение и рождение свыше, о чём человек должен дать свидетельство перед церковью через открытое исповедание в водном крещении (Рим. 10,9-10; Деян.2,41; 19,2-5).

Крещение есть исполнение заповеди Господа (Марк.16,15-19). Исполнение этой заповеди есть чудесный плод любви ко Христу. Вступающий в церковь через водное крещение даёт обещание доброй совести Богу и церкви, обещание верности до конца своей жизни (1Петр.3,21). На греческом языке крещение значит "погружение".

Посредством погружения в воду верующий человек свидетельствует о своей смерти для греха. Вода, покрывающая крещаемого, олицетворяет погребение; выхождение из воды олицетворяет воскресение со Христом для новой жизни силою Воскресшего (Рим. 6,4-6; Кол.2,12-13).

Поскольку крещение олицетворяет погребение и воскресение, крещаемый не обливается водой, а один раз погружается в воду. Он погружается со словами, заповеданными Самим Христом: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф.23,19).

Торжественность и глубокое значение водного крещения оставляет в верующих благословенное воспоминание на всю жизнь. Крещение совершается только один раз, если оно совершено в сознательном возрасте, с полной верой по Слову Божию (Еф.4,5).

Только после водного крещения верующий признаётся действительным и полноправным членом поместной баптистской церкви. Он допускается до Вечери Господней и может быть избран на служение.

Не принявшие водное крещение, но имеющие веру, считаются приближёнными.

б) Хлебопреломление.

Существует несколько исторических взглядов на хлебопреломление. Католическая церковь учит, что во время "мессы" хлеб и вино превращаются в плоть и Кровь Иисуса Христа. Лютеране верят в частичное пресуществление, т.е. тело и Кровь Христа присутствуют духовно в хлебе и вине. Баптисты верят, что хлеб и вино - это видимые знаки, символы ломимого тела Христа и Его пролитой Крови.

Новый Завет не устанавливает определённого дня для хлебопреломления. Первые христиане совершали Вечерю Господню в первый день недели, т.е. в воскресение (Деян.2,42,46; 20,7 и т.д.). Каждый верующий, принявший крещение, имеет право по нашему вероучению принять участие в хлебопреломлении.

Хлебопреломление, как повеление Господа, должно совершаться до дня второго пришествия Его, в память о великом Голгофском подвиге Христа перед видимым и невидимым миром (IKop. 11,20-34).

Домашняя церковь

Домашняя церковь есть собрание возрождённых душ, принадлежащих к одному дому или семье (1Кор.1б,19; Рим.16,4; Кол.4,15).

Призвание Церкви

1. Поклонение Богу и прославление Его на земле и проповедь Евангелия всему миру.

"Так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которой Он облагодатствовал нас в Возлюбленном" (Еф. 1,4-6).

Основная цель Церкви на земле - возвещать грешникам о Спасителе и спасении. С этой целью Христос основал Церковь, которой вручил ключи Царствия Небесного (Матф.16,19). Христос отдал ключи Своим церквам. Если церкви не будут проповедовать святые истины Евангелия, то другого пути спасения для человека не будет (Деян.4,12). Христос поручил Своей Церкви проповедовать Евангелие всем народам (Матф.28,18-20; Лук.24,46-49; Иоан.20,21-23; Деян.1,8).

Служение Иисуса Христа на земле включало: проповедь (Марк. 1,14-15); наставления (Марк. 1,21-22); исцеления (Марк. 1,23-42).

Церковь на земле должна выполнять ту же миссию во имя Его, обращая особое внимание на благовестие.

Бог определил план спасения человека и избрал орудие спасения. В ветхозаветное время таким орудием был народ израильский (Исх. 19,1-8); в новозаветное время - Церковь Христова (1Петр.2,5-10). Судьба ветхозаветного избранного народа - предупреждение новозаветным церквам (Откр.3,14-16). Врученная нам Богом "вечная цель Его" является величайшим преимуществом, но в то же время и великой ответственностью (Деян.2,5,42; 6,5-8; Еф.3,8-10).

2. Содействие духовному росту каждого верующего.

Еф.4,11-15; Евр.10,25-28; 1Фес.5,11; 1Кор.12 гл. Церковь - единственное учреждение в этом мире, которое должно осуществлять задачу созидания Тела Христова. Эта работа продолжится "доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия".

Все основные духовные недостатки верующих есть результат слабой веры. "Познание Сына Божия" - цель веры; сама же вера - средство для достижения этой цели. Познать Христа (Филип.3,10) - кто теряет эту великую цель, тот легко потеряет и путь.

Познание Христа - основное условие для духовного роста верующего, чтобы стать "мужем совершенным в меру полного возраста Христова" (Еф.4,12-13).

3. Ожидание великой славы Церкви в вечности.

Еф.3,21; Откр.7,9-17. "Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь" (Еф,3,21). Христос и Церковь - неотделимы. А если бы не было Церкви, то не было бы и восхваления искупленных, которое имеется теперь (Евр.2,12). Слава Церкви будет вечной.

Контрольные вопросы

1. Что означает Царствие Божие (ветхозаветного, новозаветного периодов и периода после второго пришествия Христа)?

2. Церковь и Царствие Божие,

3. Вселенская церковь.

4. Поместная церковь.

5. Домашняя церковь.

6. Церковные установления.

7. Призвание церкви.

Дополнительная литература

1. "Церковь и грядущий Христос", А.В.К., Братский вестник № 6, 1968 г.

2. "Послание к Ёфесянам", О.Тярк, Братский вестник М 6, 1968 г., стр.44.

3. "Нагорная проповедь", А.В.К., Братский вестник № 5, 1967 г., стр.22.

4. "Семь церквей Откровения", А,В.К., Братский вестник № 1, 1966 г., стр.28.

5. "Церковь, священнослужители и члены Церкви", А.И.М., Братский вестник № 2, 1965 г., стр.28.

6. "Единство церкви, А.В.К., Братский вестник № 1, 1964 г., стр.26-35.

7. "О правах церкви", С.П.Ф., Братский вестник № 1, 1964 г., стр.36.

8. "Ищите прежде Царствия Божия", А.В.К., Братский вестник № 2, 1964 г., стр.58.