Антропология

Догматика #1

Сотворение человека

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт.2,7).

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его" (Быт. 1,27).

В первом стихе Библии написано: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт.1,1). Сколько времени, если его перевести на наши человеческие единицы исчисления, Бог творил духовный и материальный миры - неизвестно. Может быть, на это были затрачены миллиарды наших человеческих лет. Большинство исследователей Библии считают, что Бог в начале сотворил землю в законченном, совершенном виде. Слово Божие говорит, что все небожители ликовали при виде славного проявления могущества и мудрости Божией в чудесном творении земли, когда Он полагал её основание, давал ей Свои уставы и законы (Иова 38,1-14). Этой радости небожителей не могло бы быть, если бы творение земли не было совершенным и славным.

Но откуда же возникло то, что мы читаем уже во втором стихе Священного Писания: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною" (Быт. 1,2).

По этому вопросу имеется следующее мнение. Хаос, возникший на земле, связан с возникновением зла во вселенной, виновником которого был один из высоко-поставленных ангелов, согрешивший и восставший против законного и благого владычества Бога Творца. Он был низвержен из присутствия Божия, как враг Божиий, в низшие сферы вселенной. Произошла величайшая мировая катастрофа и дьяавол с падшими ангелами стали причиной опустошения земли и хаоса (Ис.14,12-17).

Но Бог не желал, чтобы на земле, Им сотворенной, имели место хаос и тьма. Силою Своего Духа и могуществом Своего Слова Он начал великое дело возрождения, преобразования земли.

Библия даёт нам краткое описание этого воссоздания земли в доступной для нас простоте. Один лишь Бог силен был превратить хаос в порядок, из тьмы создать свет и пустоту наполнить жизнью.

За шесть Божьих дней - актов творения - была преобразована Творцом земля. Библейские дни творения ни в коем случае не должны пониматься как наши двадцатичетырехчасовые сутки, являющиеся условным временем, принятым в человеческом обществе и состоящим из солнечного дня и ночи.

На древнееврейском языке день определяется словом "иом". "Иом" в Библии нередко употребляется для обозначения неопределённого промежутка времени. "У Господа один день, как тысяча лет" (2Петра 3,8). Ал. Павел называет период благодати днём спасения, и этот "день" длится уже более 19 столетий.

В первый день творения раздалось могущественное Божье повеление: "Да будет свет. И стал свет" (Быт. 1,3).

Далее Бог создал атмосферу, облегающую земной шар, повелел суше выступить над поверхностью вод. По повелению Бога земля покрылась зеленью, травами, сеющими семя по роду своему; деревьями, приносящими плод свой (Быт. 1,11). Словом Господним вода произвела рыб больших и малых, пресмыкающихся; птицы появились над землёю. И, наконец, в шестой день творения по повелению Творца земля произвела наземных животных.

Всесильный Дух носился над хаосом, восстанавливая разрушенное в необычайной красоте по мудрому плану великого Художника и Строителя (Евр.11,10).

Так Бог создавал место для обитания человека.

Земля благоухала зеленью и цветами всевозможных красок. Деревья приносили обильные плоды. Солнце ярко светило. Мирно паслись на злачных пажитях животные и звери.

Жилище было готово, но не было в нём того, который бы обладал и владычествовал над всем сотворённым на земле, и Бог творит человека, который должен стать венцом творения.

Сотворение тела человека. В шестой день творения Бог сотворил человека из праха земного. Человек имеет самостоятельное, не зависимое ни от кого, кроме Творца, происхождение.

Под прахом земным, из которого Бог создал тело человека, мы можем разуметь те элементы, из которых Бог составил и самую землю (Быт.2,7; Прит.8,26).

Тело человека, которое было предназначено стать обителью души и духа, должно было быть прекрасным, совершенным. Таким оно и было сотворено Богом и оставалось таковым до грехопадения. Человеческий организм чрезвычайно сложен, он имеет удивительно совершенное устройство целого ряда систем внутренних и внешних органов: органов кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д. и, наконец, нервной системы, которая регулирует деятельность всех органов.

Рассматривая своё тело, псалмопевец Давид восхищался и прославлял Бога: "Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознаёт это. Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей" (Пс.138,13-14).

Сотворение тела из элементов, присущих окружающей природе, было необходимо, чтобы предназначенный для пребывания в теле дух человеческий мог иметь связь с окружающим материальным миром. Поскольку земля является местом обитания человека, Бог наделил человеческое тело необходимыми пятью основными органами внешних чувств: зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием.

После грехопадения наше тело обречено на разложение; сотворённое из праха, оно должно возвратиться в прах. "Ибо прах ты, и в прах возвратишься" (Быт.3,19; Еккл.12,7).

Тело, состоящее из плоти и крови, не может наследовать Царствия Божия (IKop. 15,35-36,50-54).

Ап. Павел учил о том, "что когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворённый, вечный" (2Кор.5,1) и что при воскресении верующий получит новое, ещё более совершенное, бессмертное, небесное тело (1 Кор. 15,43-49).

Верующий человек призван Богом сохранять своё тело здоровым, чистым, не должен допускать причин, разрушающих тело. "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог..., а этот храм - вы" (1Кор.ЗД7; 6,18-20).

Бог дал человеку жизнь - душу живую "И вдохнул в лице его дыхание жизни; и стал человек душею живою" (Быт.2,7). Душа, после тела, вторая составная часть человека. Она находится как бы между двумя мирами: между видимым - материальным миром, и невидимым - духовным. Бог, оживотворивший прах, сделал человека живою душою, живою личностью, имеющею разум, совесть, волю, чувства.

Дарованные человеку органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание - являются средствами, при помощи которых душа соприкасается с материальным миром. Ощущения, получаемые при помощи органов чувств, проявляются в мыслях, чувствах и поступках человека.

Душа человека есть самая драгоценная жемчужина на земле (Матф. 13,45). Душа не умирает. Она названа душою живою и наследует вечность. Душа, как дыхание жизни от Бога, - не от мира сего, она божественного происхождения. Душа и дух человека возвышают его над другими созданиями. Тело можно убить, умертвить, но душу убить невозможно (Матф. 10,28).

Слово Божие свидетельствует, что души умерших в Господе до своего воскресения находятся в сознательном состоянии на небесах. Одетые в белые одежды, они в общении с Богом, молятся Ему (Откр. 6,9-11).

Господь Сам открыл нам завесу вечности, показав нам участь людей сейчас же после смерти, в лице богача и Лазаря (Лук.16,22-31).

Соломон пишет, что в час смерти "возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл.12,7).

Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мёртвых, но живых (Мф.22,32). Умирающий Стефан молился: "Господи Иисусе! Прими дух мой" (Деян.7,59). Покаявшемуся разбойнику Христос сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лук.23,43). Апостол Павел говорит о том, что мы приступили не только к тьмам ангелов, но и к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, духам праведников, достигших совершенства (Евр. 12,22-23). Апостол желал разрешиться и быть со Христом, чтобы славить имя Его среди искупленных детей Божиих на небесах (Филип. 1,23).

Все эти места и многие другие из Священного Писания ярко свидетельствуют нам о бессмертии души человека, наследующей после смерти вечность, в отличие от душ животного мира, у которых душа в крови (Лев.17,11; Втор.12,23).

Христос заботился о спасении не нашего тела, а души нашей. "Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?" (Матф. 16,26).

Дух человека

Человек тройственен. Дух, душа и тело - составные части человеческого существа (1Фес.5,23). Дух - высшая сущность человека, дух стремится к познанию и общению с вечным Духом, с Богом. "Духом моим я буду искать Тебя" (Ис.26,9).

Дух есть центр богопознания, душа - центр само- и миропознания, тело - средство миропознания.

В духе возрождённого верующего обитает Бог, в душе - собственное "я", а в теле - всё чувственное.

Троичность человеческого естества была необходима, так как человек должен был общаться, с одной стороны, с Богом, с духовным невидимым миром, ибо Бог сотворил человека для Себя, и человек наделен духом для общения со своим Творцом.

С другой стороны, жилищем для человека предназначен вещественный видимый мир, с которым человек должен иметь общение. Поэтому тело человека и было создано способным для соприкосновения с материей.

Человек должен находиться в постоянном общении с небом и землей, с жизнью духовной и жизнью материальной.

В человеке происходит постоянная борьба духовного и плотского, добра и зла, небесного и земного.

"Плоть желает противного духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся" (Гал.5,17). В Посл. к Галатам далее ап. Павел пишет, какие известны дела плоти и духа (Гал.5,19-23). У неверующего человека "желание добра есть", но сил "чтобы сделать оное", нет, так как "всякий делающий грех, есть раб греха" (Рим.7,18; Иоан.8,34). "Живущие по плоти о плотском помышляют", они мёртвые по преступлениям и грехам" своим, и их дух проявляет себя в голосе совести, призывающем к высшему, доброму, чистому (Рим.8,5; Еф.2,1). Верующий, укреплённый силой свыше, имеет дух, соединённый с Духом Святым, умерщвляет дела плотские и проявляет чудные плоды духа (Рим.8,5-6,13; Гал.5,22-23).

Дух человека предназначен к господствующему положению - быть повелителем, чтобы подчинить душу и тело к исполнению воли Божией.

Душа, живая личность, - наше "я", как центральная сила в человеке, обладает свободной волей и может решать - принять или отвергнуть то, что её окружает.

Душа должна держать тело и дух в правильном отношении друг ко другу.

Соединяясь с Богом, исполняясь Духом Святым, дух человека передаёт душе нашей, нашему внутреннему человеку, нашему "я" волю Божию, и при согласии души тело выполняет практически повеления Божий, делаясь духовным, совершенным (Рим.8,16).

Таким образом, нам становится ясным желание ап. Павла, чтобы Бог мира освятил во всей полноте наш дух, душу и тело, дабы мы во всей целости сохранились без порока до пришествия Христа (1Фес.5, 23). Голос совести, как голос духа человеческого призывает человека к исканию Бога в виде глубокого, внутреннего стремления к высшим светлым идеалам, к чистой, святой жизни; внутренней жажды общения с источником правды и истины, жажды внутреннего покоя, радости и блаженства.

Этим и объясняется внутреннее удовлетворение человеческой души, когда она сливается с Богом, приобщается к Нему, пребывая в Нём, в любви Его и приобретает радость совершенную (Иоан. 15,10-11).

Библия утверждает, что человек духовно создан по образу Божию (Быт. 1,27)

В чём же проявлялось сотворение человека по образу Божию?

1. Бог - высший разум, Он наделил человека разумом. Человек познаёт окружающий мир, обретает знания, творит.

2. Человек имеет нравственные начала. Он различает добро и зло. Открывает моральные законы. Создаёт нравственные идеалы. Человек имеет совесть (Рим.2,15), т.е. внутренний закон, отражающий волю Бога в нём.

3. Человек обладает чувствами любви, радости, огорчения и гнева. Высшим чувством является праведная любовь, которая исходит из того же свойства Самого Бога, ибо Бог есть любовь.

4. Человек обладает свободной волей. Это удивительное свойство человека, отличное от всех других форм проявления нашего естества. Воля человека управляет умом и чувствами, и человек может совершать великие дела.

Человек создан по образу Божию как свободное существо. Свобода - значит самоопределение. Внешняя сила не может предопределять и руководить действиями человека. Он руководствуется своими внутренними побуждениями. Человек имеет право выбора между добром и злом, но это далеко не главный аспект свободы. Христос говорит: "Если пребудете в Слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Иоан.8,32).

Признание и познание Бога через Иисуса Христа, подчинение Его Святой воле - вот подлинный путь к духовной свободе. На этом пути человек постепенно совершенствует в себе образ Божий.

5. Человек подобен Богу в своём владычестве над природой. Благоустраивая свой мир, человек властно вторгается в жизнь. Всё живое трепещет перед ним.

6. Человек, как и Бог, бессмертен. Дух и душа человека будут существовать вечно. Это утверждает разум и религиозный опыт. Вера в бессмертие есть необходимый и логический вывод, определяющий смысл жизни. Ветхий и Новый Заветы утверждают бессмертие души. Особенно много подтверждений в Новом Завете. Воскресение Христа является великим историческим фактом, подтверждающим бессмертие человека. "Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших, ...во Христе все оживут, каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его" (lKop.15,20-23). Христос всех призывает следовать за Ним. В очах Божиих человек является большой ценностью. Только бессмертный достоин такой заботы, которой Бог окружает всех людей. Вера во Христа дарует славное бессмертие. "Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе" (Кол.3,4).

7. Образ Божий в человеке означает духовное подобие Богу. Ап. Павел пишет, что, научаясь от Христа, необходимо: "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Ефес.4, 22-24). "Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3,10). Образ Божий проявляется в познании человеком праведности и святости, т.е. в моральном и нравственном подобии Богу.

Мы рассмотрели семь признаков подобия человека Богу. Все эти свойства были дарованы первому безгрешному человеку, который был создан, как венец творения, с высокими моральными и физическими качествами. Адам дал наименование всем живым тварям, которые признали в нём своего повелителя (Быт.2,19-20). Бог предназначил людям вечное блаженство, вечный союз с Самим Собою, но страшная сила зла, которая уже была в мире, нарушила этот союз.

Грехопадение человека

Учение о грехопадении человека содержится не только в христианстве, но все религии мира признают великий и страшный факт падения человека. Однако в христианстве учение о грехопадении намного превосходит все другие учения по чистоте, святости и милосердию Бога и, с другой стороны, по глубине мрака греха.

Объяснение Священным Писанием грехопадения человека

Третья глава книги Бытие даёт полное объяснение этой страшной трагедии в истории человечества. Об этом свидетельствуют и другие места Библии (Рим.5,12-19; 1Тим.2,14; Быт.6,5; 8,21; Пс.13; Рим.3,10-23).

Цель библейского повествования о грехопадении заключается не в том, чтобы показать приход греха в мир, а в том, как грех вошёл в человека, в род человеческий. Грех был в мире до сотворения человека в образе противоборствующей Богу силы падшего ангела, виновника первоначального хаоса. История грехопадения человека повествует о состоянии человека в первые дни после творения и после падения (Быт.1,26-29; 2-3 гл.; 6,5; Пс.13). Если бы не было повествования об этом в первой книге Библии, то как можно было бы объяснить нравственное падение человека?

Первые главы Библии показывают величие и падение человека. По собственной воле человек пошёл против Бога. Это привело его на путь ужасного духовного падения. История грехопадения есть часть исторического повествования Библии о подлинных событиях. Проклятие, падшее на людей и землю, безусловно подлинное. Бесспорно и то, что смерть является следствием греха. Иисус Христос и авторы Священного Писания рассматривали эти события, как подлинно исторические (Матф.19,4; Марк.10,6; 2Кор.11,3; 1Тим.2,13-15; 1Кор.15, 56).

Сущность грехопадения

Адам и Ева были нравственно свободными людьми. Будучи безгрешными существами, они имели право выбора между добром и злом. Внимательное изучение повествования приводит к следующим выводам:

а) Грех наших прародителей был абсолютно добровольным; это было проявлением их собственного выбора. Их грех, как и всякий другой грех, являлся добровольным действием воли человека.

б) Грех пришёл извне. Его не было в природе двух первых людей. Следовательно, грех уже существовал в мире.

в) Сущность первородного греха заключалась в неповиновении Божественной воле; добровольное нарушение установленных Богом ограничений.

г) Первородный грех есть следствие неверия в Слово Живого Бога.

Следует отметить, что подобные же искушения были успешно преодолены Первым человеком нового человечества Иисусом Христом (Матф.4,1-11) и с того времени успешно преодолеваются Его последователями (1Иоан.2,13-17). Сила сатаны побеждена подвигом Христа.

Последствия грехопадения

а) Для наших прародителей. - Земля была проклята, и с той поры на ней стали произрастать недобрые плоды (Быт.3,17).

- Муки и болезни при деторождении (Быт.3,16).

- Изнурительный физический труд в борьбе за существование (Быт. 3,19).

Следствием грехопадения было появление страха перед Богом, стыд за совершённый грех, попытка скрыться от присутствия Божия и наказание смертью. Грехопадение человека привело к изгнанию его из Едемского сада (Быт.8-11,22-24).

б) О влиянии грехопадения на род человеческий. Грех Адама органически связан со всеми последующими поколениями. При рождении человек наследует греховную природу Адама. Невозрождённый человек является духовно мёртвым.

Этот взгляд полностью согласуется с утверждениями Священного Писания. Рассмотрим его основные положения:

1. Все люди, независимо от положения, являются грешниками. Прочитайте Римл.3,9,10,22-23; Пс.13; Ис.53,6. Все люди утратили в себе внутреннее состояние, соответствующее требованиям Бога. Нет праведного ни одного. Имеет место только различие в степени греховности.

2. Повсеместное греховное состояние людей тесно связано с первородным грехом. "Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили" (Римл.5,12). "Преступлением одного подверглись смерти многие" (Римл.5,15). "Непослушанием одного человека сделались многие грешными" (Римл.5,19).

В Адаме заключалось всё человечество. Пал он - пали и мы. Такова непреложная истина органической связи поколений. В Адаме все умерли.

3. Весь мир находится под Божьим осуждением. "Так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом" (Рим.3,19). См. также Гал.3,10; Ефес.2,3. Закон Бога требует абсолютного исполнения и повиновения; однако никто из сынов человеческих не может исполнить его, и поэтому над каждым нарушителем закона тяготеет наказание, которое постигнет всех, не принявших верой Иисуса Христа. "Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём" (Иоан.3,36).

4. Весь род человеческий находится в сетях зла и греха. Прочитайте внимательно 7 гл. Послания к Римлянам. Какие тяжкие оковы несёт человек, находясь во грехе. "Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" (7,24). "Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха" (Иоан.8,31-36). См. также Ефес.2,3.

5. Всё естество человека поражено грехом. Разум помрачён (Ефес. 4,18; 1Кор.2,14); сердце лукаво и испорчено (Иер.17,9-10); мысли и помышления осквернены (Быт.6,5; Тит. 1,15); плоть и воля поражены грехом (Рим.7,18). Человек, пребывающий во грехе, не отражает святого образа Божия. Что всё это означает? Это не означает, что в человеке полностью отсутствует совесть (Иоан.8,9) или моральные добродетели и положительные качества (Марк. 10,21); это не означает, что человек склонен к любому греху, ибо одни грехи исключают другие.

Но это означает, что из-за поражения грехом человек абсолютно лишен чувства любви к Богу, которое обобщает все заповеди закона. "Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу" (Иоан.5,42); грешник по своей природе питает неприязнь к Богу (Рим.8,7). Все утверждения Библии о природе человека истинны. Человек находится под гнётом плоти и о плотском помышляет. И от этого угнетения человек не в состоянии освободиться сам. "Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Рим.7,19-23).

В следующей лекции мы рассмотрим учение о спасении человека.

Контрольные вопросы

1. Сотворение человека.

2. Как Слово Божие объясняет подобие человека Богу?

3. Сравните искушение Адама и искушение Христа.

4. Почему Христос назван "вторым Адамом?"

5. Что показывает нам история грехопадения?

6. Сущность грехопадения.

7. Последствия грехопадения.

Дополнительная литература

1. О сотворении человека - Бр. Вестник № 5, 1956 г., стр.42.

2. О грехопадении человека - Бр. Вестник № 6, 1956 г., стр. 31.

Догматика #1

Ценность:

- Учение о человеке помогает понять предназначение человека - замысел Бога о человеке;·

- Помогает понять увидеть глубину грехопадения и величину любви Бога к человеку.

Цель урока: Студент Библейской школы должен ясно понимать предназначение человека и отличие человека от остального сотворенного Богом мира.

План урока:

I. Сотворение человека

II. Замысел Бога о человеке

1. Природа человека.

2. Человек по замыслу Бога (состояние человека до грехопадения)

III. Грехопадение

1. Глубина греха.

2. Масштабы греха.

IV. Настоящее состояние человека (после грехопадения)

V. Будущее человека

Введение

"Что есть человек?" - спрашивал Давид в своих Псалмах, столетия тому назад. Поразительно, что острота этого вопроса не притупилась и в 20-м столетии, в космический век. Является ли человек только высшим животным? Быть может, он - комбинация химических соединений, реакции которых определяют его жизнь? Или, быть может, он - нечто большее, чем это?

После раскрытия генетического кода и выяснения электрической основы деятельности мозга ответ на вышеприведенный вопрос стал еще труднее. "Кто я"? - этот важный вопрос требует ответа от каждого человека. Этот ответ - знаем мы его или нет - оказывает огромное влияние на наше мышление, нашу деятельность, взгляды, на всю нашу жизнь. Для христианина самое важное - это понимание истины: то, что говорит о человеке Библия, является якорем в море человеческих исканий в этом вопросе.

I. Сотворение человека

Центральное значение для христианского понимания человеческой природы имеет текст Быт. 1.27, в котором говорится о том, что человек создан по образу Божьему. Священное Писание последовательно учит, что ни природа в целом, ни сам человек не являются плодами игры слепого случая. Человек, в частности, является результатом заботливого, целенаправленного и сознательного замысла Триединого Бога.

Адам, первый человек, был создан по образу Божию. Адам - имя человека, но оно происходит от слова, которое на иврите имеет также значение "человечество". Оно часто таким образом используется в Библии (Ветхий Завет). Бог сказал: "Не хорошо быть человеку одному" и создал женщину с тем, чтобы она была помощницей Адаму (Быт. 2:18,22).

Человек был сотворен по образу Бога. Это проявляется прежде всего в том, что человек является существом личностным, мыслящим, моральным. Несмотря на то, что Бог бесконечен, а человек ограничен во времени, человек обладает элементами Божественной личности: мышлением (Быт. 2,19-20; 3,8), чувствами (Быт. 3,6), волей (Быт. 3,6-7). Согласно 1 Фее. 5,23, человек также составляет триединство, он состоит из тела, души и духа. Но поскольку "Бог есть Дух" (Иоан. 4,24), то троичную природу человека нельзя отождествлять с изначальным образом и подобием Божиим. Суть триединства Бога духовна и распространяется на личностные стороны. Несмотря на то что слова "дух и душа" в Писаниях часто используются к одному и тому же понятию (Иов. 7,11; 1 Кор. 5,5; Евр. 10,39), тем не менее в отдельных местах разница между ними излагается достаточно ясно. Говорится о том, что они могут быть отделены друг от друга (Евр. 4,12); различия между ними обнаруживаются и в тех местах, где речь идет о смерти и воскресении человеческого тела. Тело будет погребено как плотское тело, а воскреснет как духовное тело (1 Кор. 15,44). Очевидно, разница в этих понятиях состоит в том, что дух - это то, что "знает" (1 Кор. 2,11) и способно иметь самосознание от Бога и общение с Богом (Иов. 32,8; Пр. 20,27; сравн. Пс. 17,29), в то время как душа является местом обитания чувств, желаний, стремлений и воли человека (Мат. 11,29; 26,38; Иоан. 12,27).

Быт. 1,27; Пс. 118,73а; 1Фес. 5,23; Евр. 4,12: Быт.2,7; 1Кор. 15,45-47; Еккл. 12.7.

II. Замысел Бога о человеке

Бог, сотворив человека, имел о нем определенный замысел, впрочем как и о любом другом Своем создании.

1. Природа человека.

Священное Писание утверждает, что человек - уникальное совершенное творение, который состоит из Духа, Души и Тела. (1 Фес. 5:23)

А. Душа

Первоначальный смысл слова "душа" (евр. нефеш) - "жизнь"

Душа является средоточием духовного и эмоционального опыта человека. Душа испытывает симпатию (Иов 30:25), уныние (Пс 42:5), огорчение (4 Цар 4:27), ненависть (2 Цар 5:8) любовь (Песн П 3:1-4).

В Новом Завете "душа" (греч. психе) иногда означает просто "человек" (Деян 2:41, 27:37); но иногда между "душой" и "телом" проводится различие: "...не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. 10:28). Иногда "душа" - значит "человек между смертью и воскресением".

"Душа" иногда означает просто "человек", а иногда - "его нематериальная часть" (в том числе, и после смерти). Душа - вместилище чувств; с ней непосредственно связаны понятия искупления и духовного роста.

Б. Дух

Дух (евр. руах; греч. пнеума). Если в некоторых случая "душа" - это просто человек, то "дух" - это всегда именно нематериальная часть личности. Нельзя сказать, что человек есть дух, но можно сказать, что человек имеет дух.

Дух имеет каждый; Бога называют "Боже духов всякой плоти" (Числ 16:22; см. также Евр 12:9). Человек имеет духа до того, как в него войдет Дух Святой (см. 1Кор 2:11; Евр 4:12; Иак 2:26).

Дух - это центр, сердцевина личности; "духом познают мудрость" (Ис 29:24); "размышляют о днях древних" (Пс 76:6); духу может быть свойственно смирение (Мф 5:3), возмущение (Ин 13:21), ревность (Числ 5:14), восторг (Пс 34:18). Дух может проявлять нежелательные эмоции, поэтому необходимо быть внимательным в духовной жизни (Пс 50:10; 2Кор 7:1). . Господь говорит о "нищих духом" (Мф 5:3); о Нем Самом мы знаем, что Он "возмутился духом" (Ин 13:21). Дух может быть поражен скверной (2Кор 7:1) и нуждаться в очищении.

Понятия души и духа связаны между собой, и их часто смешивают. Тем не менее, Павел проводит различие между "душевным" и "духовным", подчеркивая главенство духа (1Кор 2:14, 3:1; Еф 1:3, 5:19; Кол 1:9, 3:16). Дух - это не весь человек, а только его нематериальная часть. Согласно учению апостола Павла, дух занимает главное место в духовной жизни верующего.

В. Сердце

Сердце - это очень емкий термин; это слово очень часто (более 900 раз) упоминается как в Ветхом, так и в Новом Завете. Сердце - это средоточие физической и психической жизни. Лишь изредка сердце означает орган тела (2Цар 18:14; 4Цар 9:24). Обычно сердце - это внутренний мир человека во всем его многообразии. Вот некоторые функции сердца.

1. Сердце является средоточием интеллектуальной жизни. Оно рассуждает (Втор 8:5), оно получает знание Слова Божьего (Пс 118:11); оно является источником злых слов и поступков (Мф 15:19-20); оно имеет помышления и намерения (Евр 4:12).

2. Сердце является средоточием эмоций. Оно любит (Втор 6:5); оно выражает укор (Иов 27:6); оно веселится и радуется (Пс 103:15; Ис 30:29); оно мучается (Рим 9:2); оно имеет желания (Пс 36:4); оно может возмущаться (Пс 72:21).

3. Сердце является средоточием воли. Оно взыщет (Втор 4:29); оно может обращаться (Исх 14:5); оно может ожесточаться (Исх 8:15; Евр 4:7); оно может выбирать (Исх 7:22-23).

4. Сердце является средоточием духовной жизни. "Сердцем веруют к праведности" (Рим 10:9-10); сердцем верующий славит Отца (1 Пет 3:15), Сына (Еф 3:17) и Святого Духа (2 Кор 1:22). Сердце верующего должно быть чистым (1 Тим 1:5; Евр 10:22); верующему должно иметь "обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве" (Рим 2:29).

Г. Совесть

Совесть - это внутренний свидетель. Совесть не учит нас тому, что хорошо, а что плохо; она побуждает нас поступать соответственно тому, чему мы научены. Некоторые творят зло со спокойной совестью, потому что считают его добром (см. Деян 23:1).

Понятие совести появляется только в Новом Завете. В Ветхом Завете роль совести выполняет сердце (1Цар 24:5; Иов 27:6). Чаще всего в Новом Завете слово "совесть" встречается в посланиях Павла (Иоанн использует слово "сердце", например, в 1 Ин 3:19-21).

Совесть неверующего можно сравнить с ненадежным тормозом; иногда она срабатывает (Ин 8:9; Рим 2:15), а иногда - нет (Деян 23:1; 1Тим 4:2; Тит 1:15; Евр 10:22). На такую совесть нельзя полагаться всерьез.

Совесть христианина подсказывает ему, как правильно поступать в различных жизненных ситуациях; она побуждает нас: (1) быть лояльным к правителям (Рим 13:5); (2) переносить скорби, страдая несправедливо (1 Пет 2:19)'; (3) ограничивать свою свободу ради немощных братьев (1 Кор 8:7,10,12); наконец, (4) совесть свидетельствует о том, верны ли мы Богу и в какой мере мы преданы Ему (Рим 9:2; 2 Кор 1:12; 4:2).

2. Человек по замыслу Бога (состояние до грехопадения)

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". Быт.2:7. Эта фразой книга Бытие повествует о сотворении сложнейшего организма, венца своего творения.

"И создал Господь Бог человека из праха земного", таким образом одной из составных человека стало ТЕЛО. Тело, о котором Господь в последствии сказал: "прах ты и в прах возвратишься". Быт.3:19

"и вдунул в лице его дыхание жизни", следующей составной человека, является ДУХ, самой важной и таинственной, то что не имеет другое живое сотворенное Богом. 1Кор.2:11. Читая Писание, следует отличать, какое понятие слово дух отражает - Святой Дух, демонический дух, дух человеческий, дыхание.

"и стал человек душею живою", следующее, о чем говорит Библия - это ДУША. Душа не только в понятии "жизнь", но душа созданная по образу и подобию Божию. Через соединение двух (земли и духа) образовалась душа человека. Таким образом, душа является связующим звеном между телом и духом человека. Поэтому человека нельзя разделить на тело, душу и дух. Это означало бы смерть.

Об этих трех составных говорит и апостол Павел. "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа". 1Фес.5:23

А. ДУХ

Дух - центр Богопознания - вечное

Дух осуществляет связь с Богом.

Через наш дух мы можем иметь связь с Богом. Бог, в Свою очередь, говорит через Своего Духа к нашему духу.

Ездры 1:5: "И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти..".Римлянам 8:16: "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии". Аггея 1:14; Марка 2:8; Галатам 6:18; 2Тим. 4:22. Связь с Богом человек имеет посредством молитвы, чтения Библии.

Б. ДУША

Душа - центр Самопознания - вечное (разум, чувства, воля)

Душа, как резиденция личности (самосознание).

Так как душа является резиденцией нашей личности (или местопребыванием), она имеет большое влияние на наше самосознание, на наш характер и на нашу эмоциональную жизнь. Положительный или отрицательный образ жизни и переживания могут сказаться здесь и оставить свои следы. Через безупречную духовную жизнь могут быть излечены душевные травмы прошлого. Три качества, которые характеризуют личность - разум, чувства, воля.

Кто Я? Для чего я живу? Эти вопросы встают перед нами. Мы желаем познавать себя. Быть уверенными в своей правоте, мы сострадаем, плачем, радуемся, анализируем. Все это мы можем делать благодаря, качествам, которые заложены нашим Творцом в нас.

В. ТЕЛО

Тело - центр Миропознания - временное (зрение, слух, осязание, обоняние, осязание, вкус)

Тело, материальная часть нашей личности.

Через пять органов нашего тела, мы способны воспринимать наше окружение (миропознание). Внешность, сложение тела, узнаваемость, все это относится к материальной нашей природы.

Бог выразил свое мнение, о створенном Им человеке. Хорошо, хорошо весьма, хорошо было не только снаружи, но и внутри. Человек был прекрасен, венец творения, увидев совершенство созданного им человека, Бог без колебаний, поручает ему Едемский сад (Быт.1:28-31). Другое важное поручение - дать имена всем живым существам (Быт.2:19). Бог пожелал иметь общение с человеком (Быт.3:9).

Красота человека заключалась в гармонии. В гармонии взаимосвязей всех его составляющих.

Порядок Божий в человеке -

Дух (властелин)

Душа (слуга)

Тело (орудие исполнения)

III. Грехопадение

Третья глава книги Бытия дает полное объяснение этой страшной трагедии в истории человечества. Об этом свидетельствуют и другие места Библии (Рим. 5,12-19; 1 Тим. 2,14; Быт. 6,5; 8,21, Пс. 13; Рим. 3,10-23).

Цель библейского повествования о грехопадении заключается не в том, чтобы показать приход греха в мир, а в том, как грех вошел в человека, в род человеческий. Грех был в мире до сотворения человека в образе противоборствующей Богу силы падшего ангела, виновника первоначального хаоса. История грехопадения человека повествует о состоянии человека в первые дни после творения и после падения (Быт. 1,26-29; 2-3 гл.; 6,5; Пс. 13). Если бы не было повествования об этом в первой книге Библии, то как можно было бы объяснить нравственное падение человека?

Первые главы Библии показывают величие и падение человека. По собственной воле человек пошел против Бога. Это привело его на путь ужасного духового падения. История грехопадения есть часть исторического повествования Библии о подлинных событиях. Проклятие, падшее на людей и землю, безусловно подлинное. Бесспорно и то, что смерть является следствием греха. Иисус Христос и авторы Священного Писания рассматривали эти события, как подлинно исторические (Матф. 19, 4; Марк. 10, 6; 2 Кор. 11, 3; 1Тим. 2, 13-15; 1 Кор. 15, 56.

1. Глубина греха

Все люди, независимо от положения, являются грешниками

Прочитайте Римл. 3, 9, 10, 22, 23; Пс. 13; Ис. 53, 6. Все люди утратили в себе внутреннее состояние, соответствующее требованиям Бога. Нет праведного ни одного. Имеет место только различие в степени греховности.

Повсеместное греховное состояние людей тесно связано с первородным грехом

"Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5, 12). "Преступлением одного подверглись смерти многие" (Рим. 5, 15). "Непослушанием одного человека сделались многие грешными" (Рим. 5, 19).

В Адаме заключалось все человечество. Пал он -пали и мы. Такова непреложная истина органической связи поколений. В Адаме все умерли.

2. Масштабы греха

Весь мир находится под Божьим осуждением

"Так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом" (Рим. 3, 19) См. также Гал. 3,10; Ефес. 2,3. Закон Бога требует абсолютного исполнения и повиновения; однако, никто из сынов человеческих не может исполнить его, и поэтому над каждым нарушителем закона тяготеет наказание, которое постигнет всех, не принявших верой Иисуса Христа. "Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоан. 3, 36).

Весь род человеческий находится в сетях зла и греха

Прочитайте внимательно 7 гл. Послания к Римлянам. Какие тяжкие оковы несет человек, находясь во грехе. "Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" (7, 24). "Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха" (Иоан. 8,31-36). См. также Ефес. 2, 3.

Все естество человека поражено грехом

Разум помрачен (Ефес. 4, 18; 1 Кор. 2, 14); сердце лукаво и испорчено (Иер. 17, 9-10); мысли и помышления осквернены (Быт. 6, 5; Тит. 1, 15); плоть и воля поражены грехом (Рим. 7, 18). Человек, пребывающий во грехе, не отражает святого образа Божия. Что все это означает? Это не означает, что в человеке полностью отсутствует совесть (Иоан. 8,9) или моральные добродетели и положительные качества (Марк. 10,21); это не означает, что человек склонен к любому греху, ибо одни грехи исключают другие.

Но это означает, что из-за поражения грехом человек абсолютно лишен чувства любви к Богу, которое обобщает все заповеди закона. "Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу" (Иоан. 5,42); грешник по своей природе питает неприязнь к Богу (Рим. 8, 7). Все утверждения Библии о природе человека истины. Человек находится под гнетом плоти и о плотском помышляет. И от этого угнетения человек не в состоянии освободиться сам. "Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Рим. 7, 23; 7-19).

IV. Настоящее состояние человека

Ситуация после грехопадения -

Тело (властелин)

Душа (слуга)

Дух (пленник)

Сатана не Творец, он нового ничего не совершает. Он использует то что сотворено Богом, переворачивает, извращает, ставит все "вверх ногами". Эта схема наглядно показывает, что произошло с личностью человека. Дух должен господствовать в человеке, но все извращено, на господствующей позиции тело. Дух находится в угнетенном состоянии, в плену. Священное Писание говорит, что дух - мертв.

Через возрождение, Бог устанавливает утраченный порядок, возвращает первоначальный порядок.

V. Будущее человека

Мы читаем в Библии, что тленное тело облачится в нетление (1 Кор. 15,53-54). Дух и душа возвратятся к Богу. Далее Слово Божие говорит нам, что после смерти верующие будут у Христа, а неверующие будут преданы суду Божьему.

Иов.19,25-26; Еккл.12,7; 2Кор.5,1-10; Рим.14,7-10; Ефес.4,176; 1Фес.5,23; Фил.2,10; Рим.8,23.

Библия говорит в 1 Кор. 15,35-38: "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет; и когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет..."

1. Смерть - отделение

- Отделение от Бога

- Отделение души и духа (вечного) от тела (временного)

2. Воскресение - восстание, восстановление.

Основные библейские тексты урока

Быт. 1:26-27 - Сотворение человека

Быт. 3 гл. - Грехопадение

1-е Фессалоникийцам 5:23 - Трехсоставность человека

Рим. 3:23 - Всеобщая греховность человека

1 Кор. 15,53-54 - Воскресение человека

Вопросы для повторения

Каким образом Бог сотворил человека?

Какой текст Священного писания говорит о грехопадении человека?

Объясните своими слова суть термина грех.

Каков Божественный порядок в человеке?

Что говорит Библия о смерти человека?

Каково будущее человека?

Задание

Прочитаете Послание к Римлянам обращая внимание на значение человека для Бога и искуплении человека.